Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 14 (7125) 16 - 22 апреля 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Музыка

Все - в имени тебе моем

Тем, кто не знает: в России есть Русский федеральный оркестр

Мариам ИГНАТЬЕВА


На этот концерт в БЗК погнало меня любопытство: "даром" все-таки ("по старинке" надеялась я) Русским федеральным оркестр не назовут. Имя дирижера - нашего бывшего соотечественника Вахтанга Жордании - опять же довольно известно. Ну и в конце концов почему бы не послушать тайваньских музыкантов - пианистку Вирджинию Шао и Чанг Шен Ченя - бамбуковую флейту?

Концерт, надо отметить, был особый - благотворительный: в зал пускали всех, кто пожелает. Московский фонд "Попечитель" позаботился о детях-инвалидах: в консерваторию привезли сто ребятишек. (По договоренности с администрацией БЗК такие акции фонд проводит раз в полтора-два месяца).

В общем, ожидая начала концерта, я пребывала в очень благостном настроении. И вот наконец на сцену выходят оркестранты. Что такое! Знакомые все лица. Добрую половину я хорошо знаю как музыкантов других и очень известных оркестров. Что бы это значило?

А вот что: Русский федеральный оркестр как стабильный коллектив не существует. Есть "товарный знак", официально оформленный, зарегистрированный. Принято и заверено документами и печатями название - "Русский федеральный". Громкие эти слова выбраны потому, что, оказывается, не требуют специальной оплаты, а все остальные - "государственный", "муниципальный", "национальный", "республиканский" - связаны с большими материальными расходами. Есть у этого "оркестра" директор, инспектор и еще несколько административных лиц. И главное - есть художественный руководитель и главный дирижер, Вахтанг Жордания. Время от времени он наезжает из Штатов в Москву, собирает очередную бригаду из разных оркестров, одна-две репетиции - и миссия главного вроде бы выполнена (со спонсорами, финансирующими этот "мифический" коллектив, проблем нет). У нас сейчас очень распространены частные антрепризы, собирающие артистов на один-два спектакля. Но то, что вы называете оркестром, да еще федеральным, предполагает другой подход к работе. Имею в виду: оркестр - это коллектив единомышленников, музыканты должны иметь возможность "сыграться" и т.д. Мне могут возразить: настоящим профессионалам и одной репетиции хватит. Отвечу: очень может быть, но в данном случае явно не хватило. Божественное адажио из "Щелкунчика" Чайковского прозвучало громко, крикливо, мягкий, нежный романтик Мендельсон (Фортепианный концерт) превратился в "сухаря"; совершенно сгладились гениальные контрасты - от легких, игриво-ироничных до глубоко трагических образов - в 5-й симфонии Шостаковича. Все было снивелировано сногсшибательными темпами и оглушающей громкостью звучания.

От такого концерта мало радости, даже если он бесплатный. Разумеется, не будешь советовать, чтобы звания типа "федеральный" присваивали за деньги. Но и раздавать их за здорово живешь, наверное, тоже не стоит.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;