Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 24 (7281) 28 июня - 4 июля 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Первая полоса

Бородинское нашествие

Анна МАРТОВИЦКАЯ
Фото С.РАПЧЕВСКОГО


На прошлой неделе работники Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства распространили заявление с пометкой "SOS". Испещренное восклицательными знаками, оно гласило, что на здание музея покушается скандально известный чиновник Павел Бородин, ныне госсекретарь Союза России и Белоруссии. Якобы он присмотрел особняк на Делегатской улице, в котором располагается музей, под офис для своей организации.

Здание аппарату Бородина действительно нужно - и уже давно. Пока союз временно прописан на Старой площади, в Администрации Президента РФ, но уже год как подыскивает себе отдельное жилье: организация растет, крепнет и хочет вести самостоятельную "взрослую" жизнь. Подбором конкретных помещений занимается Министерство имущественных отношений РФ. Поиск начался сразу после решения Президента РФ о предоставлении структурам Союзного государства единого здания площадью около 4 тысяч квадратных метров. В начале лета Бородину предложили несколько помещений. Но музей, судя по всему, приглянулся госсекретарю особенно сильно.

Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства всего 20 лет. В 1981 году Правительство РСФСР приняло решение о создании в Москве нового музея, специализирующегося на собирании, хранении, изучении и популяризации произведений декоративно-прикладного и народного искусства России. Решение было подкреплено самыми конкретными действиями: Правительство РСФСР при переезде в Белый дом уступило промыслам свою бывшую резиденцию. Это живописный комплекс зданий, основу которого составляет бывшая городская усадьба героя войны 1812 года графа Остермана-Толстого. Объект охраняется государством как федеральный памятник истории и культуры. Это единственная полностью сохранившаяся в Москве усадьба XVIII века.

Начинал музей с небольшой коллекции в 5 тысяч предметов, полученных из государственных фондов, от Союза художников России, предприятий народных промыслов. Сегодня в его собраниях уже более 120 тысяч экспонатов. Среди них - работы мастеров лаковой миниатюры, фарфор и стекло заводов Гарднера, Кузнецова, Батенина, Мальцовых, бронза XVIII - XIX веков, каслинское литье, народная игрушка, мебель в русском стиле, коллекции самоваров и художественного литья, ювелирные изделия ведущих российских фирм XIX - начала ХХ веков, "агитационный фарфор" из знаменитых собраний Л.О.Утесова, М.В.Мироновой и А.С.Менакера. Отдельные экспозиции составляют собрание лаковой росписи по металлу Урала и Подмосковья и произведения ведущих современных мастеров декоративно-прикладного и народного искусства.

В научной библиотеке музея собрано более 30 тысяч уникальных книг по декоративно-прикладному и народному искусству. В архиве хранятся личные фонды крупнейших исследователей российских промыслов.

За двадцать лет работы музей провел более 450 художественных выставок как в своих стенах, так и в различных городах страны и за рубежом. Работает со всеми профильными вузами страны, готовит абитуриентов. В Детском центре занимаются совсем юные москвичи. Таинствам создания богородских игрушек и глиняных свистулек их обучают сами мастера, которые приезжают в Москву со всей России.

Теперь этой идиллии угрожает Павел Бородин. 13 июня Павел Павлович в сопровождении немногочисленной свиты подъехал к музею. Не предупредил администрацию, смутил охрану. Как вспоминают теперь работники музея (в тот час они мирно собирались домой), Пал Палыч прошел сразу в экспозицию и вместе с приближенными начал придирчиво осматривать потолки и стены. На робкие вопросы: зачем и почему, чиновники строго ответили, что теперь они здесь хозяева и сами будут решать, как им вести себя в собственном здании.

Уже на следующий день директор музея Владимир Гуляев отправил в Минимущества РФ и Министерство культуры РФ официальные запросы относительно поведения высокопоставленных лиц. Ответы им так пока не пришли, однако в устной беседе чиновники им сообщили, что да, дескать, вопрос рассматривается, но это еще не означает, что здание действительно будет передано Бородину.

Мы в эти ведомства также обратились.

В Минимущества с нами согласились разговаривать только на условиях полной анонимности. Наш собеседник искренне удивился тому, что мы переживаем за будущее музея. "А что такого? - спросил он. - Ведь даже не все здание собираются изъять, а лишь часть".

Под частью подразумеваются как раз те самые 4 тысячи квадратных метров, которые союзу отрядил Президент. К сожалению, ровно столько в Музее декоративно-прикладного искусства занимают выставочные залы. Остальные 5 тысяч квадратных метров - и так переуплотненные фондохранилища, расположенные в крайне замысловато спланированных внутренних помещениях. И если все будет так, как задумано в Минимущества, музей останется с коллекциями, но без выставок. Однако, зная российские нравы, можно предположить, что и в таком половинчатом состоянии музей протянет недолго. Вполне можно предположить, что представительские запросы Павла Бородина не удовлетворят боковой въезд в здание, который ему предоставляется, и три выставочных зала. Уместны другие вопросы: почему чиновничьи проблемы необходимо решать за счет учреждений культуры.

Еще живы воспоминания о борьбе за дворец для полпреда Президента в Екатеринбурге. Тогда ума хватило здание не отбирать. Зачем же снова наступать на те же грабли? Мало ли в Москве бесхозных особняков, которые после ремонта вполне могли бы принять в свои стены Бородина со товарищи? Зачем, наконец, вся эта история самому Пал Палычу, не хватает, что ли, предыдущих скандалов? Неужели непонятно, что покушение на музей не добавляет положительных эмоций по поводу власти, в том числе и российско-белорусской?

Буквально на днях помощник Президента РФ г-н Ястржембский говорил правильные слова о необходимости улучшения имиджа России за рубежом. Наверное, чем меньше музеев, тем имидж лучше?

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;