Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 24 (7281) 28 июня - 4 июля 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Под занавес

Тульская легенда

Линия жизни Софьи Сотничевской

Вячеслав БАННИКОВ
Тула


С.Сотничевская

В Тульский драмтеатр я начал ходить (с родителями, естественно) девятилетним, осенью 58-го. Театралы в ту пору были взбудоражены, шептали: "Сотничевская возвращается!"

Любимица туляков Софья Владимировна Сотничевская несколько лет проработала в других городах и приняла решение вернуться на тульскую сцену. Ей было чуть больше сорока - самый расцвет. Ее помнили, ждали, боготворили. Действительность превзошла все ожидания.

Тульская труппа традиционно сильна, здесь всегда играли мастера психологического театра. Но мало кто мог сравниться с Сотничевской по глубине проникновения в психологию героини (чей характер подчас бывал противоположен внутренней сущности актрисы), по богатству и разнообразию нюансов. И это подтвердила уже первая по возвращении работа в мелодраме полузабытой (к сожалению!) ныне финки Хеллы Вуолийоки "Юстина". Софья Владимировна играла не насквозь положительную главную героиню, а "злодейку" Хильду - холодную интриганку. Но почему эта пренеприятная особа с колючим взглядом и противным голосом так врезалась в память, почему хотелось ее понять и как-то войти в ее положение?

Сотничевская в те годы была востребована. Среди ее ролей было и немало "проходных" в спектаклях-агитках. Как ни странно, запомнилась ее работа в пьесе Игнатия Дворецкого "Трасса" (на тульской сцене спектакль назывался "Счастье трудных дорог"). Не худший образец драматургии того времени, но все же достаточно плоский панегирик строителям "светлого будущего". А Сотничевская (как и часто бывший тогда ее партнер Казимир Шишкин) сумела ходульные маски превратить в живых людей. И до сих пор - больше сорока лет миновало! - стоит перед глазами эпизод, где герои лежат ничком на пригорке и мечтают. Неземным, восторженным светом горели устремленные вдаль глаза Сотничевской, и верилось, что она действительно разглядела там какое-то немыслимое по нашим понятиям, ничем не омраченное грядущее счастье.

В 63-м она сыграла, наверное, свою главную, звездную роль - шиллеровскую Марию Стюарт. О том спектакле в среде тульских театралов до сих пор ходят легенды. Особенно о сцене нравственного поединка двух королев (Елизавету играла другая тульская звезда и постоянная "сценическая соперница" Сотничевской - Татьяна Демидова).

Года полтора-два назад при одной из встреч с Софьей Владимировной я сказал: "А почему бы вам не вернуться к Марии Стюарт, не показать ту работу новому поколению зрителей?" Ведь шотландская королева далеко не юна, в то время, к которому относится действие трагедии Шиллера, ей было 45. Конечно, для театральной сцены такое прочтение - проблема. Но сделать композицию для концертной эстрады что мешает? И Софья Владимировна по-молодому, озорно блеснула глазами: "А вот возьму и решусь!" Верится, что не забыла тот разговор, что решится...

Приближаясь к 60-летию, актриса сменила амплуа, стала играть роли "возрастные", нередко комические. Публика была в восторге.

И вдруг что-то случилось. Несколько месяцев не было новых ролей, проскользнул какой-то холодок в отношениях с руководством театра. Натура чуткая и впечатлительная, Софья Владимировна произнесла знаковую фразу: "Когда я вижу, что без меня могут обойтись, я ухожу". И ушла. Из театра. На пенсию.

Но не на отдых. Шел 1978 год, и вчерашняя актриса стала режиссером, воспитателем юных талантов. Создала и возглавила театральную студию для юношества во Дворце пионеров. Осуществила давнюю мечту - поставила "Стеклянный зверинец" Теннесси Уильямса. На том спектакле выросло уже не одно поколение питомцев Софьи Владимировны.

Сейчас это Театр-студия классической литературы Софьи Владимировны Сотничевской при Музее В.В.Вересаева - так теперь он называется. В репертуаре только классика: Пушкин, Островский, Тургенев, Чехов, Мольер, Шоу и, разумеется, Лев Толстой - как в Туле без него! Юные артисты вместе со своей неугомонной руководительницей поставили в сокращенном варианте драму Вересаева "В священном лесу" - это едва ли не единственная для современной публики возможность познакомиться со сценическим воплощением яркого образца русской реалистической драматургии.

80-е годы были трудной полосой для Тульского театра драмы. Под давлением партийных властей расстался с Тулой тогдашний главный режиссер Рафаил Рахлин - человек невероятно талантливый и прекрасный организатор, но потому и неудобный для начальства. Сменилось несколько главных режиссеров - людей тоже яркоодаренных, но ни у кого как-то не получалось стать настоящим лидером.

В 1989-м художественным руководителем театра стал с честью занимающий пост и поныне Александр Попов. Дебютировал двумя спектаклями: "Дурацкой жизнью" С.Злотникова и "Ромео и Джульеттой" Шекспира (спектакль был восторженно принят зрителем). И режиссер задумался: какими путями вести театр дальше?

В поле зрения А.И.Попова попал удивительный драматургический материал - "Гарольд и Мод" К.Хиггинса и Ж.-К.Каррьера. Все построено на парадоксах. 18-летний юноша, небедный и в общем устроенный, полон апатии и скептицизма, устал жить, а 80-летняя женщина, потерявшая почти все, сохранила детскую способность радоваться каждому мгновению, каждому зеленому листочку, каждой птичьей трели и каждому метру дороги, ведущей к новым и новым открытиям. И, уходя в финальной сцене в мир иной, передает эту свою радость бытия юному другу, с которым встретилась и сблизилась в последние недели.

Да, это то, что нужно людям, ввергнутым в нестабильность и метавшимся в ту пору между радужными надеждами и беспросветным отчаянием. Но где найти 80-летнюю примадонну? Александр Попов стал расспрашивать старожилов: есть ли в Туле такая властительница дум? И многие отвечали: Сотничевская!

Софью Владимировну разыскали. Ей было 74, и она 13 лет не выходила на профессиональную сцену. Засомневалась, но потом сказала: "А вот возьму и решусь!" В день премьеры театр был охвачен трепетом. И вот появляется она: с постаревшим лицом, но такая же девически стройная, пластичная. Азартная выдумщица: в тончайший психологический рисунок роли она вставила даже акробатические трюки и выполняла их технически безупречно! Громадной силы Личность. Это был не просто абсолютный триумф. Это было новое качество, еще неведомое тульской сцене.

Актриса вернулась в театр всерьез и надолго. В следующем сезоне сыграла главную роль в мелодраме Вины Дельмар "Уступи место завтрашнему дню". Не гнушалась и эпизодов, но какими становились эти эпизоды в комедии А.Островского "Волки и овцы" - она заставила вспомнить прославленных "комических старух" академического прошлого, не повторяя ни одну из них. В "Кавказском меловом круге" Б.Брехта актриса виртуозно отплясывает лезгинку, срывая аплодисменты.

К 80-летнему юбилею Сотничевской драматург Лев Проталин посвятил ей свою пьесу "Отдам в хорошие руки добрую старую собаку". И актриса сыграла как бы собственную альтернативную биографию. Да, как и ее новая героиня, она, "дочь врага народа", могла бы так же на десятилетия быть запрятанной в ГУЛАГ, обернись судьба чуть менее благосклонно. И так же, пройдя через все испытания (а личная жизнь Софьи Владимировны сложилась куда как нелегко и непарадно), не утратила ощущения радости бытия.

И снова звездная, бенефисная роль - "Контесса, или Радость бытия" Мориса Дрюона. Почти повторится ситуация "Гарольда и Мод", лишь на этот раз подопечной старой героини становится юная, незаметная и расцветающая под ее благотворным воздействием девушка. Только здесь еще больше экстравагантности, еще больше виртуозных пластических этюдов, буффонады, гротеска и рядом - неподдельного глубокого трагизма. Такая творческая отдача, такая энергетика - на девятом десятке?

И еще одну работу Сотничевской нельзя не назвать. Для концертной эстрады она сделала композицию по дневникам и письмам жены Льва Николаевича Толстого Софьи Андреевны. Когда выступает с этой программой, ее партнерами бывают юные музыканты - студенты Тульского музыкального училища им.А.С.Даргомыжского. И лейтмотивом становится произнесенное с удивленным удовлетворением: "Как хорошо и как много я умею работать!"

Софье Владимировне Сотничевской исполнилось 85. К сожалению, не получилось поставить к юбилею новый спектакль. Есть пьесы, есть силы, есть громадное желание. Только у Тульского академического театра драмы сегодня нет крыши. В буквальном смысле. Здание театра, сданное в эксплуатацию 30 лет назад по уникально-экспериментальному проекту, сегодня пришло в негодность: крыша в любой момент грозит обрушиться. Спектакли приходится играть в одном из дворцов культуры города, с перебоями, и сезон закрыли в середине апреля. Спасибо, конечно, за гостеприимство, да в "чужих людях" все равно не разбежишься. На ремонт основного здания нужны деньги. Немаленькие, хотя и не так чтоб необозримые: несколько десятков миллионов рублей. А следующий сезон - юбилейный: 225 лет!

Никто и не подумал возвести Сотничевскую в звание Почетного горожанина, хотя таким званием наделены несоизмеримо меньшие личности. Никто не походатайствует, чтобы Софья Владимировна стала народной артисткой (заслуженную она получила еще в начале 60-х). И стыдно говорить, как живет властительница дум и кумир туляков. Мало того, что в неудобном районе: вроде бы и от центра недалеко, да транспортное сообщение никудышное, только трамвай, которого приходится ждать и по полчаса, и больше. Так ведь еще и в коммуналке. Живет Софья Владимировна, потерявшая на поворотах судьбы всех близких, вдвоем с дочерью - тоже пенсионного возраста, но продолжающей работать. Неужели у города-героя нет возможности дать отдельную квартиру двум женщинам, которые самим своим присутствием в городе освящают каждый квадратный сантиметр его улиц.

А Софье Владимировне, чья прекрасная творческая старость полна таких же испытаний, как и молодость, и средний возраст, не изменяет ощущение радости бытия. Она живет Театром. А мы, ее почитатели, живем предчувствием новых встреч с нею. Ждем, когда она в очередной раз по-молодому, озорно блеснет глазами: "А вот возьму и решусь!" И, может быть, опять предстанет перед публикой в одной из ролей?..

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной; Газовая паяльная лампа. Газовая лампа купить.