Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 9 (7316) 28 февраля - 6 марта 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27-28
№29-30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Музыка

Ярослав. Очень мудрый

Госоркестр дал премьеру

Лада АРИСТАРХОВА


Александр Розенблат представил свое новое сочинение "Ярослав Мудрый" - вокально-симфонические картины для солистов, хора и оркестра в 11 частях (поэтическое либретто П.Гладилина), исполнение которого состоялось в Большом зале Московской консерватории. Все, что приличествует торжественному моменту мировой премьеры, было на месте: на высоте оказались и ГАСО, и хор Академии хорового искусства (художественный руководитель В.Попов) под управлением специально приглашенного из Киева дирижера В. Кожухаря.

В авторе кантаты сразу угадываешь человека, профессионально подкованного и всесторонне образованного: он умудрился собрать и претворить в своем сочинении сразу все, что наработали композиторы, трудившиеся на ниве русского национального искусства. Тут вам и мощь хоровых масс (читай - эпически-обобщенное начало), и огромный оркестр, в котором, по заветам кучкистов, акцентируются мощь и колористичность, и наша посконно-русская колокольность во всех смыслах и видах, и смешанные размеры, вызывавшие восторг во времена Римского-Корсакова.

В создании собственного ораториального большого стиля Розенблат весьма настойчиво использовал свой огромный опыт мастера музыкального коллажа и аранжировок. Где-то он демонстрирует это вполне открыто как прием из области "искусство для искусства" и заодно многозначительный символ великих музыкальных традиций нашего Отечества (виртуозное сплетение тем прогулки из "Картинок с выставки" и пьесы "На тройке" Чайковского). Но в большинстве случаев конкретный прототип "перепевов" идентифицировать невозможно: на основе заветов старых - и не очень - мастеров композитор разработал некий усредненный стилевой рецепт, в котором угадываются бородинские, прокофьевские, свиридовские и другие ингредиенты. И немудрено, что нехристи печенеги из новой эпопеи как-то подозрительно похожи на крестоносцев из "Александра Невского", а Владимир того и гляди запоет арию Кутузова.

Хоровые эпизоды канаты, хотя излишней свежестью и новизной и не грешат, все же довольно органичны и стилистически однородны. Некоторое недоумение на общем монументально-эпическом фоне вызвали сольные высказывания героев-протагонистов и инструментальная стилистика. Пленительные переливы арфы и флейточки, умилительные сольные пассажи скрипки сочетаются с диатоническими секвенциями в эстрадно-джазовом духе и цепочками терпких септаккордов...

Выдача замуж и женитьба Ярославичей сопровождается слишком серьезной, а потому немного забавной "характеристикой через жанр": Генрих Французский - пожалуйте вам менуэт; половецкая княжна представлена чем-то очень напоминающим половецкие же пляски из "Князя Игоря", но в слегка ресторанном варианте; для характеристики норвежца Герольда Храброго припасена григовская пьеса "В пещере горного короля".

В общем, фреска на древнерусские темы получилась грандиозная, тщательно и любовно выписанная. Вот только выглядит она как плакат. Нет, вокально-поэтические картины вовсе не примитивны, местами даже по-настоящему торжественны и бодрящи, но на квадратный метр партитуры здесь все же маловато своего. И, видимо, сочетание мышления аранжировщика с типическими академическими приемами и высокой идейностью просто не функционирует. Наверное, поэтому целое выглядит странным атавизмом. Конечно, с трудом можно представить себе какую-нибудь фантазию на темы из оперы "Борис Годунов" в стиле фольк-джаз или мюзикл "Ярослав Мудрый", но уверена, что у Розенблата это получилось бы здорово. А все то, что уже получилось, могло бы быть весело, когда бы не было так серьезно.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;