Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 15 (7374) 17 - 23 апреля 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Театр

Что такое хорошо и что такое плохо

Гастроли Молодежного театра Узбекистана

Алла МИХАЛЕВА


М.Искандерова и Д.Юсупов в сцене из спектакля "Созвездие Омара Хайяма"

Молодежный театр Узбекистана, гастроли которого прошли на сцене Государственного театра наций, - представитель того самого "среднего звена" между бешеным авангардом и рутинной традицией. Его спектакли сочетают яркую зрелищность и серьезность намерений, отличаются редкой по сегодняшним временам цельностью выбора репертуара и художественных средств. А главное - определенностью позиции, внятной и всегда проговаривающейся до конца. Интернациональный по своему составу театр не делает никаких конфессиональных предпочтений и исповедует, что называется, общечеловеческие гуманитарные ценности, кои могут восприниматься и как рудименты социалистического мышления, но и как этическая культура.

В спектаклях и для взрослых, и для детей расставлены четкие нравственные акценты и обозначены точные нравственные ориентиры. На важные вопросы здесь даются конкретные ответы: "да" или "нет", а между добром и злом проводится резкая разграничительная черта. Трогательно-забавная, смотрящая на мир широко распахнутыми глазами андерсеновская героиня (Дина Мирбаязова) в "Девочке со спичками" противопоставлена равнодушному и холодному окружающему миру. Беззащитную и открытую, чем-то напоминающую героинь Джульетты Мазины, ее переполняют доверчивое стремление и любовь к другим детям и ко всему человечеству. Она замерзает не от холода, а от отсутствия любви. И только в "ином" мире ее ласково и приветливо встречает бабушка, и ангелы с нежностью и любовью принимают в свои объятия. Рождественская сказка, коей и положено быть сентиментальной и "брать" за душу, доведена здесь до абсолюта.

В толстовском "Холстомере" (инсценировка Марка Розовского) "человечность" лошади противопоставлена агрессивному безразличию как ее собратьев, так и людей. Ими одинаково движут стадные чувства, и люди в своей расчетливости и холодности мало чем отличаются от животных. В спектакле узбекского театра они - часть табуна, его коллективного, не знающего нюансов сознания. Все исполнители затянуты в конскую сбрую и, когда "принимают на себя" роли людей, просто надевают детали костюма. Сцену захватывает мощная энергетика стада. Эта стихия и убивает старого, дряхлого, безмерно одинокого Холстомера (прекрасная работа Анвара Картаева). Боль одного и нечувствительность к ней окружающих - два полюса спектакля.

В Молодежном театре вообще чураются "быта". Если его детали и присутствуют на сцене, то они опоэтизированы, возведены в ранг символа. Постановщик большинства спектаклей - главный режиссер театра Наби Абдурахманов - тяготеет к яркой образности, масштабным, выразительным мизансценам, к крупным пластическим решениям. В частности, спектакль "Девочка со спичками" целиком построен на пластике, там нет ни одного слова. А клоунский "Краш-бум-тарарам, ритм помогает нам", поставленный режиссером из Германии Бернардом Сикора (музыкальная феерия с волшебными трубами, как определяет его жанр сам театр), требует от исполнителей навыков музыкантов, которые они и демонстрируют с блеском.

Но самым масштабным и характерным для эстетики этого театра является спектакль по поэме Тимура Зульфикарова "Книга откровений Омара Хайяма" - "Созвездие Омара Хайяма". Здесь приверженность Наби Абдурахманова к театру поэтическому раскрывается во всем богатстве возможностей. Последний день жизни умирающего философа-поэта становится днем прощаний и воспоминаний о самых важных моментах жизни. Они выплывают из памяти Омара, сплетаясь в многоцветный ориентальный узор. Поэтическая образность литературной основы не уступает здесь выразительности визуального ряда. В спектакле есть сцены, безупречной красотой решения напоминающие кинокадры. Например, проход юного влюбленного поэта (Альберт Халмурзаев) и его возлюбленной Маины (Лейла Сейд-Оглы) по "усыпанной" нежными лепестками дороге "любви и цветов" (сквозь трепещущие, как молодые цветущие ветви, полотна), отсылающий культурную память зрителя к фильмам выдающегося узбекского режиссера Эльера Ишмухамедова.

Еще одна характерная особенность Молодежного театра Узбекистана: отсутствие премьерства при наличии сильных и крупных артистов в труппе. Азартно и талантливо все делают одно общее дело (во всяком случае, так кажется со стороны), что вызывает ностальгию по Ленинградскому ТЮЗу эпохи Корогодского, раннему Додину и вообще не столь отдаленным временам, когда сильная, молодая коллективная энергетика питала отечественную сцену. Подобные воспоминания гости из Узбекистана пробудили и жанровой определенностью своих спектаклей. Комедия - так комедия, с танцами, песнями, ловкими цирковыми номерами, аттракционами и затеями бродячих комедиантов. Так сыгран полный веселого театрального хулиганства "Озорник", премьера которого состоялась во время московских гастролей (постановка артиста театра Джалола Юсупова).

Также в рубрике:

ТЕАТР

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;