Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7365) 13 - 19 февраля 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27-28
№29-30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Легкомысленный аутист

Артур Фонвизин в Музее личных коллекций

ВЫСТАВКА

Роман ГРЕЦКИЙ


"Портрет молодой женщины". 1958 г.

Выставка с бесхитростным названием "Акварели и рисунки Артура Фонвизина", открывшаяся в Музее личных коллекций, безусловно, станет популярной как среди простых посетителей - любителей искусства, так и среди искусствоведов и коллекционеров. Не являясь чем-то сенсационным с точки зрения узкопрофессиональной (никаких научных открытий или заново атрибутированных спорных работ здесь нет), она все равно обречена на успех.

Во-первых, на выставке представлены вещи из фондов музея и из семейного архива художника, то есть бесспорные оригиналы (популярность акварелей Фонвизина уже давно привела к огромному числу подделок на арт-рынке), многие из которых демонстрируются впервые. Во-вторых, всегда приятно усладить свой взгляд созерцанием удивительно легкой и нежной красоты фонвизинских акварелей, более сотни из которых представлены в пяти залах музея.

Бывают художники, чья биография являлась неотделимой частью их творчества, каждый факт жизни становился фактом истории искусства. Авангард начала ХХ века чаще всего ассоциируется именно с такими фигурами - скандальными, эпатажными, строящими свою жизнь как художественную акцию. Жизнь же Фонвизина, полная иллюстраций к расхожей фразе "Художника может обидеть каждый", протекала словно параллельно с его миром живописи - единственным миром, в котором он по-настоящему жил. Как вспоминала жена, муза и верный ангел-хранитель художника Наталья Осиповна Фонвизина: "Чуть не до пятидесяти лет столько ошибок, срывов, разворотов судьбы, все так запутанно, извилисто..." А он аутически предоставлял событиям развиваться самостоятельно, "жил как птичка Божья", рисуя прекрасных барышень, цирковых наездниц, небо...

"Портрет жены художника". 1932 г.

Его полной противоположностью был Михаил Ларионов, с которым Фонвизин сдружился при поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Кипучая, бунтарская деятельность юного заводилы-авангардиста сильно повлияла на биографию Фонвизина, никак не отразившись при этом на творчестве. За организованную совместно с Ларионовым подпольную выставку, окончившуюся скандалом, Фонвизин был исключен из училища и, уехав учиться живописи в Мюнхен, предоставил Ларионову право выставлять собственные произведения. "Он использовал все мои работы, давал им названия по своему усмотрению, и я подчас узнавал о своем участии на той или иной выставке лишь после ее закрытия", - вспоминал потом художник. По возвращении в Москву он поселился в мастерской Ларионова и Гончаровой и был вовлечен этой неугомонной парой в выставочную деятельность "Бубнового валета", "Союза молодежи"... А потом вдруг надолго удалился в провинцию, устранившись от активной художественной жизни.

К тридцатым годам Фонвизин, писавший исключительно маслом, открыл для себя акварель и с тех пор оставался верен ей. Эта техника подходила ему как нельзя лучше. По выражению сына Фонвизина Сергея, художник и сам "был плоть от плоти акварели - он жил среди своих нехитрых сюжетов: старого цирка, цветочных натюрмортов, женских портретов".

Художник катастрофически не вписывался в установленные официальные рамки и никак не мог иллюстрировать рождение нового советского человека. Аполитичные барышни с большими, чуть грустными глазами нарисованы так, будто не существовало ударных пятилеток, парадов физкультурниц и стирания границ между городом и деревней. Уже не говоря о том, что акварели с циркачками явно отдавали идеологической провокацией - никакой Любови Орловой, передающей по залу негритенка, там не было и в помине. Кто же будет крепить интернационал? Над этим вопросом Фонвизин даже не задумывался. В тридцатые годы это было непозволительно, и на первой же персональной выставке в ГМИИ им. Пушкина в 1936 году он был заклеймен как "формалист", попав в так называемую компанию "трех Ф": Фальк, Фаворский, Фонвизин.

Дальше - больше. Фонвизин оказался неблагонадежным не только по художественной части. Во время войны ему припомнили немецкое происхождение и депортировали "Фон Визена" в Казахстан. Но художник продолжал жить в своем мире, словно не замечая происходящего, - в ссылке он создал прекрасный пейзажный цикл "Караганда" (некоторые листы которого представлены на выставке в МЛК).

И все же Фонвизин получил официальное признание, хотя и запоздалое. Он возвратился с семьей в Москву, под конец жизни получил от государства квартиру и даже свою мастерскую, которой у него не было до восьмидесяти лет. И продолжал рисовать полные непреодолимого очарования портреты, цветы, натюрморты...

Фонвизин создал новый мир акварели - трогательный, воздушный и очень живописный. Художник Александр Древин (чья выставка сейчас также проходит в Москве) был уверен, что "Артур Фонвизин открыл новую акварель. Артур проложил ей путь на столетие вперед. Найдется ли еще художник такой поэтики, такой романтики красок, такого трепетного психологизма? На его картинах краски горят, мерцают, переливаются - даже черная и белая".

И сегодня им вдохновляются все: от художников и актрис до бухгалтеров и менеджеров среднего звена. Даже смотрительницы Музея личных коллекций, печально известные своим одиозным отношением к посетителям и стойко занимающие лидерство среди московских музеев по нелюбви к ним, не решаются на постоянные замечания и шиканье, а любуются развешанными в залах акварелями Фонвизина.

Также в рубрике:

КИНО

ВЫСТАВКА

МУЗЫКА

ТЕАТР

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;