Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7433) 24 июня - 7 июля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27-28
№29-30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Судьба, поделенная континентами

Искусство Николая Фешина

АРТ-ХРОНИКА

Евграф КОНЧИН


Портрет Вари Адоратской. 1914 г.

Московской галерее "Арт-Диваж" нет еще и года. Но она уже на слуху благодаря недавней выставке ленинградского графика Николая Тырсы, редкого гостя в Москве, а сейчас - живописца и графика Николая Фешина (1881 - 1955), экспозицию работ которого можно считать большим событием в столичной художественной жизни. Вспоминаю, что первая и, увы, последняя выставка его произведений в Москве состоялась в 1964 году и стала сенсацией, удивительным явлением совершенно незнакомого в то время выдающегося русского художника.

И не только русского.

Судьба Николая Фешина сложилась весьма своеобразно. Родился он в Казани. В 1901 году окончил Казанскую художественную школу, а в 1909 году - Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, где занимался в мастерской И.Е.Репина. Позже Илья Ефимович скажет о нем: "Лучший в России живописец". И действительно Фешин как-то сразу и безоговорочно войдет в число ведущих художников Серебряного века, первой половины ХХ столетия.

После окончания Академии художеств Николай Иванович вернулся в Казань. Преподает в художественной школе и много работает и выставляется. Он - мастер сложных, многофигурных композиций, в основном на темы народных, деревенских праздников и гуляний, великолепный портретист, оформитель и иллюстратор книг; энергично работает в области декоративно-прикладного искусства; резчик по дереву, скульптор и керамист, создатель исторических иконографических образов - лучших в 1918 году портретов Ленина и Карла Маркса.

Многообразный его талант был поразителен.

В 1923 году довольно-таки сложным путем Николай Фешин эмигрирует в Америку. Там уже в следующем году состоялась персональная выставка его произведений, она прошла с большим успехом. Дальше он - постоянный участник выставок в Европе и США, получает много почетных призов и наград, выпускает альбомы со своими рисунками, становится популярным национальным художником и несравненным портретистом, американские знаменитости будут считать за честь ему позировать. В США он попробует себя и в архитектуре. Построенный им собственный дом в Таосе включен в Реестр исторических памятников США.

В отличие от некоторых других русских художников, эмигрировавших в Америку, но так и оставшихся сугубо русскими, Николай Фешин совершенно "американизировался" и вошел в число лучших национальных художников. Он полноправно включен в историю современного американского изобразительного искусства. В Америке он становится "своим". О его русских корнях там упоминают глухо и неохотно. Хотя сам Николай Иванович говорил: "Судьба поделила мою жизнь между двумя великими народами". Неравномерно, а возможно, и неравноценно. С русской стороны - мощный, яркий, в основном деревенский живописец, с американской - блестящий, элитарный мастер рисованного портрета. В какой из этих граней он более самобытен?..

Ильдар Галеев, директор галереи "Арт-Диваж", в "Введении" к прекрасно изданному каталогу выставки вспоминает такой забавный эпизод. Недавно в залах Мраморного дворца Государственного Русского музея была открыта выставка "Художники американского Запада" из коллекций лучших американских музеев и фондов. Среди "истинных американцев" упоминается художник Фечин (Fechin). Наверное, стоило большого труда убедить устроителей выставки, что "американский классик Фечин" и "лучший в России живописец" Фешин - одно и то же лицо.

В нынешней экспозиции - живопись и рисунки, присланные Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани, обладающим самым значительным собранием работ (около 200) Николая Фешина. Это поступления от разных лиц. Американские же работы - дар дочери художника Ии Николаевны Фешиной-Бренхам, проживающей в США. Выставка дает, к сожалению, далеко не полное представление о его творчестве. Но то, что показано в залах галереи, говорит о большом, незаурядном художественном явлении. Будь то русский или американский периоды его жизни.

Ранние работы Николая Фешина 1900-х годов исполнены в основном в Казани. Это - пейзажи, деревенские виды, натюрморты, интерьеры, жанровые сцены ("Черемисская свадьба", "На рынке", "Бойня", "Бунт", серия "Капустниц"), эскизы и этюды к картинам, очаровательные "Ню", иллюстрации к книгам и, конечно же, превосходные живописные портреты. Здесь, вероятно, многим уже знакомый, хрестоматийный "Портрет Вари Адоратской" (1914 год).

Американские работы Николая Фешина 1930 - 40-х годов - совсем иная эпоха в его творчестве, не похожая на созданное им в России. В США, судя по выставке, он становится только портретистом и представлен в экспозиции рисованными мужскими и женскими портретами. В них он достиг безусловного мастерства и несравненного совершенства. Именно своими портретами он был прославлен.

Выставка вообще превосходная. И весьма поучительная. Когда невольно сравниваешь эти блистательные работы со многими модными сегодняшними новациями, то наглядно видишь, где истинное, признанное искусство, а где - натужные подделки. Этим выставка своевременна и современна.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

АРТ-ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;