Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 49 (7508) 15 - 21 декабря 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Музыка

Звезды не гаснут

75 лет со дня рождения Игоря Политковского

Евгений ЭПШТЕЙН


И.Политковский

Говорят, звезды не гаснут, они просто уходят за горизонт. Не погасла и звезда Игоря Политковского, одного из самых талантливых питомцев знаменитой скрипичной школы Давида Ойстраха. Она ярко вспыхнула после трех лауреатских успехов на конкурсах им. королевы Елизаветы в Брюсселе (1953), им. М.Лонг и Ж.Тибо в Париже (1957) и им. Паганини в Генуе (1962). Скрипач пылкой эмоциональности, пронзительной искренности и сценического обаяния, Политковский сразу завоевал признание и любовь меломанов всех континентов земли, его охотно приглашали импресарио, он играл во многих мировых престижных залах. Все было красиво в этом жизнерадостном человеке: лицо, горделивая стать на сцене, насыщенный волнующий звук. Многие музыканты нередко спрашивали Игоря: "Как это при таких крупных и могучих пальцах вы умудряетесь извлекать из скрипки такие тонкие звуки?" - "Сам не знаю, - улыбался Политковский. - Как-то само получается".

Однако лукавил скрипач: получалось у него отнюдь не "само", а в результате постоянной целеустремленной работы над звуком и техникой. Он был трудоголиком, любил много заниматься и репетировать. Он не хотел слепо следовать исполнительским традициям и искал свой путь, но этот поиск не был для Политковского самоцелью, он диктовался индивидуальным пониманием исполняемой музыки, иногда спонтанно, чаще глубоко продуманно. Я вспоминаю, как долго мы искали на репетициях начало Седьмой сонаты для скрипки и фортепиано Бетховена: пробовали десятки вариантов синхронности движения, дыхания, звучания, что-то отвергали, что-то утверждали, пока не находили наконец общую концепцию. И это был не единственный пример поисковой творческой работы. Однажды кто-то упрекнул Игоря в неточности интонаций в одной пьесе. После этого он долгими часами "точил" интонации, пока не добивался идеальной чистоты.

Игорь Политковский всегда и сразу подчинял себе любую аудиторию не только в силу могучего таланта, но и потому, что выкладывался в творчестве весь, независимо от того, был ли это скромный зал музыкальной школы или престижный берлинский "Конгресс-холл".

Политковский был жаден до работы, его репертуар постоянно пополнялся все новыми произведениями. Программы его охватывали практически всю скрипичную литературу, но больше всего душа его тяготела к музыке романтической. Шуман, Брамс, Григ, Венявский, Паганини - их произведения составляли золотой фонд репертуара Игоря. Его последним "хитом" была Соната О.Респиги, которую он с успехом исполнял во многих городах мира, а самый бурный ее триумф состоялся в Италии - это яркое эмоциональное произведение было словно специально создано для его масштабного романтического дарования.

Политковский с удовольствием включал в программы своих концертов пьесы современных композиторов. Сочинения Мильмана, Львова-Компанейца, Няги, Тактакишвили, Мачавариани были украшением этих программ. На гастролях в Гане он сыграл премьеру собственной скрипичной обработки джазовой пьесы американского композитора Э.Гарнера "Газовый свет". Когда мы начали играть эту пьесу, делегация американского посольства во главе с самим послом поднялась с кресел и стоя прослушала от первого до последнего такта. Потом в нашем, советском, посольстве нам сказали: "Вашим концертом вы сделали больше, чем мы смогли бы сделать месяцами дипломатической работы".

К сожалению, с распадом СССР, некоторые бывшие союзные республики отгородились от России глухой стеной недоброжелательства. В их числе и Грузия. А между тем в грузинскую музыкальную культуру Политковский внес существенную лепту. Он страстно пропагандировал на всех земных широтах произведения грузинских композиторов - достаточно вспомнить его великолепные скрипичные транскрипции флейтовой Сонаты О.Тактакишвили, проникновенного романса А.Мачавариани "Синий цвет", его же зажигательного танца "Долури". В течение ряда лет Политковский преподавал в Тбилисской консерватории и воспитал немало талантливых скрипачей, которые сегодня играют в грузинских и зарубежных симфонических оркестрах. И наконец, он был вместе с Мариной Яшвили организатором первого в Грузии Камерного оркестра, который быстро завоевал популярность у слушателей и стал творческим катализатором для грузинских композиторов.

...Трагическая врачебная ошибка неожиданно оборвала на взлете жизнь талантливого артиста. Но в памяти всех, кто знал, слышал и любил Игоря Политковского, он навсегда остался живым, красивым, темпераментным, стремительным, остроумным.

Звезды не гаснут, они просто уходят за горизонт.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;