Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7521) 23 - 29 марта 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Архитектура

Пятеро в "Зените"

Лучшие архитекторы мира будут состязаться за право построить в Петербурге стадион

КОНКУРС

Анна МАРТОВИЦКАЯ
Фото Игоря АКИМОВА


Стадион им. Кирова доживает свои последние дни

В Санкт-Петербурге объявлен очередной международный конкурс на создание архитектурного решения современного стадиона. Это состязание соберет в Северной столице самых известных проектировщиков мира и теоретически должно способствовать появлению в городе нового архитектурного символа.

Два сапога не пара

Новый конкурс, конечно, обречен на сравнение со своим громким предшественником - Международным конкурсом на лучший проект нового здания Мариинского театра. Напомним, что это творческое состязание было проведено два года назад, француз Доминик Перро одержал в нем убедительную победу, однако придуманный им театр до сих пор не то что не построен, но даже не согласован на стадии "проект". Объясняется это конструктивной сложностью придуманного Перро театра: непонятно, как поведет себя в нашем климате замысловатый купол, состоящий из множества ломаных плоскостей, и сколько на его эксплуатацию потребуется средств. Хорошо, что чиновники спохватились теперь, а не после того, как неординарная крыша не выдержала бы груза мокрого снега, однако возникает закономерный вопрос: почему продумать подобного рода сложности нельзя было на стадии конкурса. Так ли нужен городу и федеральному центру новый театр, если его строительству с завидным упорством ставятся палки в колеса? И какие в этом смысле перспективы у нового конкурса? Не окажется ли он таким же мыльным пузырем - большим и красивым, но, увы, ни к чему не приведшим?

И тем не менее основания верить в жизнеспособность нового состязания есть. Прежде всего обращает на себя внимание солидность его организаторов - конкурс объявлен не только городом на Неве, но и "Газпромом", который, собственно, и будет строить новый стадион. Внушают оптимизм и заявленные сроки: обновленный "Зенит" должен появиться в Петербурге до 2008 года. Иначе Северная Пальмира лишится возможности проводить у себя международные матчи: в соответствии с требованиями Лиги чемпионов и Кубка УЕФА, до начала сезона 2010 - 2011 годов любой клуб, получивший право участия в клубных соревнованиях УЕФА и не имеющий приемлемого стадиона, сможет играть на чужом поле в течение максимум трех лет. Для справки: пока в России имеется всего два стадиона, удовлетворяющих высоким требованиям УЕФА: "Лужники" и "Локомотив" в Москве. В Петербурге же все матчи сейчас проводятся на стадионе "Петровский", хотя качество этой площадки оставляет желать лучшего, а массовые потоки болельщиков каждый раз способствуют возникновению чудовищных пробок между Василеостровским и Петроградским районами.

Трибун громадье

Строго говоря, нынешний конкурс - не состязание проектов, как это было в случае с Мариинским театром или Новой Голландией. Пока Смольный объявил конкурс лишь на создание архитектурного решения (то есть предпроектных предложений) для последующей разработки архитектурного раздела проекта нового футбольного стадиона для "Зенита". Иными словами, пока архитекторам предстоит придумать лишь фантик от конфетки - яркий и броский, - а начинкой озаботятся позже. Как говорится в официальной документации конкурса, в нем примут участие пять коллективов, их заявки будут вскрыты 29 марта. Свои предпроектные предложения участники должны будут представить до 31 июля, а затем начнет свою работу международное жюри, которое и выберет самую интересную идею для спортивного объекта.

О том, каким должен быть новый стадион, можно судить по техническому заданию. "Многофункциональный футбольный центр должен быть пригоден для круглогодичного проведения матчей международного уровня, а также тренировки и всесторонней подготовки команды "Зенит". Необходимо, чтобы центральная арена стадиона вмещала не менее 50 тысяч зрителей, имела светопропускающие навесы-козырьки над трибунами и - желательно - раздвижную крышу над игровым полем". Также рядом со стадионом должен вырасти тренировочно-спортивный комплекс вместимостью 3000 - 5000 зрителей с тремя футбольными полями стандартных размеров, легкоатлетическим комплексом и детскими игровыми площадками. В задании также оговаривается наличие VIP-трибуны, бизнес-трибун повышенной комфортности и трибун титульных спонсоров команды, оборудованных отдельными входами.

Техническое задание, как видим, всецело отвечает на вопрос, каким должно быть будущее сооружение. Есть ясность и с вопросом о его месторасположении. Новый стадион будет построен на месте стадиона имени Кирова на Крестовском острове. Нужно отметить, что решение это далось городу нелегко и не сразу. Всего существовало 9 вариантов размещения стадиона, в том числе в Рыбацком и на проспекте Маршала Блюхера. Но в первом случае реализации грандиозных замыслов мешала удаленность места, во втором - оказались категорически против депутаты ЗакСа. Потеря стадиона имени Кирова также вызвала массовые протесты - этот объект, помнящий матчи Олимпиады-80 и звездный сезон "Зенита" в 1984-м, был спроектирован лидером ленинградского архитектурного авангарда Александром Никольским и заслуженно обладал статусом памятника. Главной заслугой архитектора нужно признать крайне удачную вписанность спортивного сооружения в ландшафт парка - здание стадиона на 100 тысяч зрителей не нарушило единства природного ансамбля и не испортило вида на Финский залив. Но все эти хвалебные слова, позаимствованные из учебников по отечественной архитектуре XX века, не стали поводом для сохранения памятника: город попросту исключил его из реестра особо ценных объектов. Потеря большая и обидная, но с другой стороны - еще одно доказательство того, что город всерьез намерен построить стадион экстракласса, который, возможно, станет памятником архитектуры века XXI.

Автора!

Для поклонников современной архитектуры наиболее животрепещущим вопросом, конечно, остается то, кто именно из звезд примет участие в конкурсе. Организаторы состязания не скрывают от публики: персональное приглашение для участия в конкурсе получили такие известные зарубежные архитекторы, как лауреаты Притцкеровской премии швейцарцы Жак Херцог и Пьер де Мерон, титулованный немец Мейнхард фон Геркан, японцы Кишо Курокава и Тойо Ито и британец Норман Фостер, только что выигравший конкурс на реконструкцию Новой Голландии. Основным критерием выбора архитекторов был их опыт в проектировании масштабных спортивных и зрелищных объектов. Так, Херцог и де Мерон проектировали мюнхенскую "Allianz Arena" и Национальный стадион в Пекине - главную арену летней Олимпиады-2008, фон Геркан - стадион в Берлине и арены в Кельне и Франкфурте, Норман Фостер реконструировал знаменитый "Уэмбли". Кишо Курокава, в свою очередь, известен как основатель движения архитектурного метаболизма (этим биологическим термином он трактует город и его постройки как развивающийся организм, различные части которого изменяются и устаревают с различной скоростью), ярким воплощением данного стиля стал его стадион в японском городе Оита. Тойо Ито отдает предпочтение сооружениям с мембранными перекрытиями, выполненными из нетканых материалов и алюминиевых пластин, - примером тому может служить небольшой, но очень эффектный стадион для регби в деревушке Одате (Япония).

Критики справедливо замечают, что возможность построить стадион соблазнительна для любого архитектора. Потому что стадион - это тот тип объекта, в котором безудержная фантазия зодчего может реализоваться максимально. К тому располагают и современные технологии, позволяющие реализовать любые конструктивные идеи, и сама идеология спорта, построенная на преодолении невозможного. Так что видимых причин отказываться от петербургского состязания у звезд нет. Лишь бы подмоченная репутация "Мариинского-II" не подвела...

Здесь остается добавить, что с каждым из пяти участников конкурса, будет заключен госконтракт стоимостью 2 миллиона 850 тысяч рублей. Победителю же обещано право авторского надзора над дальнейшим проектированием и строительством стадиона. Дело в том, что в Смольном собираются осенью провести еще один конкурс, причем по выбору не только генподрядчика строительства, но и проектировщика. То есть опыт "Мариинского-II" все-таки учтен.

Почем поле для народа

Как сообщил журналистам вице-губернатор Петербурга Сергей Тарасов, строительство стадиона может обойтись в 100 миллионов долларов, "хотя и эта сумма, возможно, окажется недостаточной". Общий же объем инвестиций пока очерчен в пределах 150 миллионов евро.

Что и говорить, деньги немаленькие. Возможно, их не потянет ни город, ни "Газпром", тем более что вопрос о том, кто будет собственником "Зенита", пока остается открытым. Возможно, именно поэтому на проходящей сейчас Международной выставке инвестиций в недвижимость "MIPIM"-2006 в Канне проект стадиона занимает на стендах Петербурга одно из центральных мест. Представляя во Франции "голое" техническое задание (ведь ни одного эскиза пока нет), город на Неве фактически дает понять мировому сообществу, что места инвесторов предстоящего строительства вакантны.

Нынешний же стадион имени Кирова будет функционировать в прежнем режиме до 1 июля 2006 года. Летом здесь пройдут матчи с участием питерских команд, затем автогонки на трассе "Невское кольцо" и концерты групп "Depeche Mode" и "Metallica". Рокеры-меланхолики из Европы, видимо, и исполнят лебединую песнь памятника, вынужденного уступить место новой архитектуре.

Также в рубрике:

КОНКУРС

  • Пятеро в "Зените"
    Лучшие архитекторы мира будут состязаться за право построить в Петербурге стадион

ПРОЕКТ

КОНФЛИКТ

КНИГИ

КАЛЕЙДОСКОП ПРОЕКТОВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;