Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 14 (7524) 13 - 16 апреля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27-28
№29-30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Ракетоноситель

Музей космонавтики готовится к реконструкции

НАСЛЕДИЕ

Анна МАРТОВИЦКАЯ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


Мемориальный музей космонавтики - один из самых известных объектов культуры на севере Москвы. Стометровый шпиль монумента "Покорителям космоса", в стилобатной части которого и расположен музей, такой же символ столицы, как и "Рабочий и колхозница". На этой неделе музей отметил четверть века. Позади - очень трудное 25-летие, но музейщикам, как уже отмечалось не раз, свойственен оптимизм. Не так давно Московское правительство приняло решение о реконструкции Мемориального музея космонавтики, и именно с этим проектом учреждение культуры связывает свои надежды на будущее.

Вначале был памятник

Его задумали еще в 1957-м, когда СССР запустил первый искусственный спутник Земли. В марте 1958 года был объявлен конкурс на лучший проект обелиска в честь открытия космической эры человечества, на который было представлено более 350 предложений. Два года спустя из этого обилия работ была выбрана лучшая - победителями стали скульптор А.Файдыш-Крандиевский, архитекторы А.Колчин и М.Барщ, которые сразу же и приступили к реализации своего замысла. Кстати, первоначально памятник предполагалось возвести на Ленинских горах, рядом со зданием Московского государственного университета, но впоследствии место заменили на проспект Мира, сочтя, что рядом с главным входом ВДНХ и павильоном "Космос" он будет смотреться уместнее. Торжественное открытие монумента состоялось 4 октября 1964 года: публику привела в восторг взмывшая на сто метров ракета, оставляющая за собой эффектный серебристый шлейф. Изначально конструкцию весом 250 тонн архитекторы собирались покрыть дымчатым стеклом и подсвечивать его с помощью специально разработанной системы ламп, однако в творческий процесс вмешался сам Сергей Павлович Королев, предложивший полированный титан - материал, не стареющий ни при каких условиях и применяемый в ракетостроении. Сверкающие, как зеркала, титановые панели толщиной в 1,5 миллиметра имеют сложную конфигурацию и напоминают чешую, - сегодня они особой популярностью пользуются у подростков, каждое лето устраивающих на хвосте ракеты импровизированные соревнования и тем самым наносящих ей существенный ущерб.

Им бы понедельники взять и отменить

Идея разместить в стилобатной части монумента Музей космонавтики также принадлежала Сергею Королеву. Никаких возражений она не встретила: конструкция, установленная под наклоном в 77 градусов, нуждалась в массивном основании, и разместить в нем "тематическое" учреждение культуры было более чем уместно. Архитекторам даже не пришлось особо переделывать свой проект, хотя, если честно, о нуждах будущего музея никто из них тогда особо не думал: на планах нарисовали условное экспозиционное пространство и решили, что этого для выставки достижений российской космонавтики более чем достаточно. В 1969 году строители передали Исполкому Моссовета готовый музей, но недостатков в этом здании оказалось так много, что на их доработку понадобилось целых 12 лет. Мемориальный музей космонавтики открылся лишь 10 апреля 1981 года - в канун 20-летия полета Юрия Гагарина в космос.

"В этом году наш юбилей выпал на понедельник, и это заставляет меня вспомнить шутливую песенку про остров невезения, в которой пелось: "Видно, в понедельник их мама родила..." - с грустной улыбкой рассказывает директор музея Юрий СОЛОМКО. - Все эти годы мы жили в режиме постоянного преодоления трудностей". Самая большая проблема музея - это, конечно же, его здание, в котором не предусмотрен даже отдельный вход в запасники. При проведении выставок сотрудникам музея приходится ввозить экспонаты через главный вход. Как вы догадываетесь, это оборачивается сплошной головной болью, ведь космонавтика - отрасль, в которой превалируют серьезные масштабы. "В наших фондах, например, есть полноразмерный базовый блок станции "Мир" с солнечными батареями, стыковочным блоком и подлинным внутренним интерьером, - рассказывает Юрий Михайлович. - Это живая история космонавтики, но разместить нам ее негде. Честно говоря, и хранить негде, все наши запасники - это всего 180 квадратных метров. Мне ничего не оставалось делать, как отвезти блок в Калугу, где он и "живет" уже четыре года. А когда разоряли павильон "Космос" на ВВЦ, мы забрали оттуда аппарат "Бион" и спускаемый аппарат "Восток", отреставрировали их за свой счет, но, к сожалению, так и не смогли разместить в нашей экспозиции. Вновь пришлось искать кораблям временное пристанище - место нашлось в Академии им. Жуковского". Отдельная гордость музея - более 500 произведений живописи и графики, в том числе и самих космонавтов, и художников-космистов. Впрочем, и этим собранием музей похвастаться не может: для экспонирования произведений живописи нужны особые условия, а их под легендарной ракетой создать негде...

Под знаком Водолея

Отдельный вопрос - эксплуатация здания, доставшегося музею. И дело даже не в том, что системы вентиляции и кондиционирования давно устарели и дышат на ладан, а крыша постоянно протекает (за 25 лет не было ни одной "сухой" весны!), а в том, что до конца так и не ясно, кто за что отвечает. Поясню: монумент находится на балансе Москомнаследия, а музей - в ведении столичного Комитета по культуре. Но где заканчивается монумент и начинается музей? Вопрос не такой уж и праздный, особенно когда вода тоннами стекает по ракетному шлейфу или когда приходит время косить буйно растущую траву на склонах памятника, которые по совместительству являются стенами музея. Кто должен выделять на это средства? До самого недавнего времени комитеты только и занимались тем, что перекладывали друг на друга ответственность за музей. Теперь, как надеются его сотрудники, этой порочной практике будет положен конец: 11 марта в музей приезжал с инспекцией мэр Москвы Юрий Лужков, который пообещал на порядок улучшить качество жизни учреждения культуры.

Особое недовольство мэра вызвало современное окружение музея: расположенный прямо у выхода из станции метро "ВДНХ", он оказался в плотном кольце торговых павильонов. Шумная и пестрая суета царит вокруг учреждения культуры с раннего утра до поздней ночи, в этой толпе очень легко потеряться и так и не дойти до музея. Кстати, если бы не шпиль ракеты, музей вообще можно было бы не найти: от метро к нему не ведут никакие указатели, а сквозь частокол палаток обнаружить его самостоятельно не так просто. Впрочем, мэр Москвы уже дал распоряжение ликвидировать всю торговлю в этом районе.

Проект реконструкции музея пока не утвержден, хотя градоначальник определил сроки его реализации до конца этого года. За это время музей должен освоить дополнительные 3 тысячи квадратных метров. Их даже не нужно пристраивать: сегодня музей занимает лишь половину стилобата, а во второй мирно покоится строительный мусор, оставшийся еще со времен открытия монумента. Кстати, почему архитекторы Барщ и Колчин не отвели под культурно-просветительские нужды все подземелье монумента, до сих пор остается загадкой - и для руководства музея, и для проектных организаций. По словам Юрия Соломко, за счет дополнительных метров музей расширит свои запасники и экспозиционную часть, создаст давно лелеемый центр по работе с детьми и маленький кафетерий. В будущем же музей намерен найти инвесторов и пристроить к своему зданию эдакую "летающую тарелку", которая позволит поставить изучение достижений отечественной космонавтики на принципиально иной уровень.

Несколько лет назад Павел Глоба составил астрологическую карту Москвы, на которой район проспекта Мира оказался отнесен к зоне влияния Водолея. В "ведении" этого знака, в числе многих других областей мироздания и человеческой деятельности, находятся "космос, космическая техника и связь". Что ж, остается только надеяться, что наступившая эра Водолея будет благосклонна если не ко всем учреждениям культуры, то хотя бы к профильным.

Также в рубрике:

НАСЛЕДИЕ

МНЕНИЕ

УРОКИ ИСТОРИИ

РЕСТИТУЦИЯ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;