Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 38 (7548) 28 сентября - 4 октября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27-28
№29-30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

АЛЕКСЕЙ РАТМАНСКИЙ: "Успех в Лондоне превзошел ожидания"

ГОД ШОСТАКОВИЧА

Беседу вела Елена ФЕДОРЕНКО


А.Ратманский

Об Алексее Ратманском заговорили как о талантливом хореографе после показанных около десяти лет назад в Москве замечательных балетов "Прелести маньеризма", "Сны о Японии" и "Леа". Работами последующих лет он укрепил свою репутацию, и сегодня можно говорить о том, что освоил положение художественного руководителя огромной балетной труппы Большого театра. Не следует скрывать, что отношение к нынешнему периоду ГАБТа разное, подчас диаметрально противоположное. Но есть правда фактов. В их числе - самобытный репертуар, феерический успех на лондонских гастролях и фестиваль в честь Дмитрия Шостаковича, который через несколько дней завершится в Большом театре. О планах труппы рассказывает худрук балета Алексей РАТМАНСКИЙ.

    

- Фестиваль Шостаковича сейчас в разгаре. Его балетная часть уникальна - Большой показывает полное собрание балетных сочинений композитора. Это ведь была ваша идея, об этом вы говорили на одной из первых своих пресс-конференций, когда возглавили балет Большого?

- Понимаете, я убежден, что, если бы не драматические обстоятельства его жизни, Шостакович вполне мог бы стать важнейшим для балета композитором, таким же, как Чайковский, Прокофьев или Стравинский. Первые два своих балета - "Золотой век" и "Болт" - он написал один за другим в очень молодом возрасте, и, несмотря на жестокую критику, в балетном мире была настоящая эйфория, все понимали, насколько важен приход композитора такого масштаба. И если, действительно, первые две партитуры трудны для постановки из-за авангардных и совершенно небалетных сюжетов, то "Светлый ручей" - это настоящий шедевр комедийного жанра с классической структурой и отлично разработанным сюжетом. После снятия балетов с репертуара Шостакович скомпоновал несколько сюит, ставших популярными у публики и у хореографов. Но то, что именно Большой впервые за многие десятилетия осуществил эти постановки и показывает их во время фестиваля, мне кажется фактом исключительной важности. Возможно, с этого момента на театре начнется новая жизнь этой гениальной музыки.

    

- Во время фестиваля французская компания записывает балет "Болт" на DVD. Телезрители каких стран и когда увидят спектакль? Почему выбран именно "Болт"?

- "Болт" заинтересовал французскую компанию "Bel Air", которая уже записывала в Большом балеты "Дочь фараона" Пьера Лакотта и "Пиковую даму" Ролана Пети. 23 сентября состоялась трансляция спектакля по французско-немецкому телеканалу ARTE, его смотрит вся Европа. Ну а когда будет выпущен DVD, аудитория увеличится еще больше. Русский конструктивизм 1920-х годов, в стиле которого сделана наша постановка, очень популярен во всем мире. Кроме того, не каждый день можно увидеть неизвестный балет одного из главных композиторов ХХ века.

    

- Театр пережил непростой период: после того как труппу поочередно и притом недолго возглавляли несколько руководителей, пришел новый худрук, закрылась Основная сцена, происходит смена поколений. В прошлом году ведущие солистки, озадаченные возможным приглашением Дианы Вишневой в Большой, ходили к господину Иксанову, в интервью солисты сетовали на то, что им не дают спектаклей, и так далее. Изменились ли настроения в труппе после триумфа в Лондоне? Чем, с вашей точки зрения, были важны эти гастроли?

- Гастроли в Ковент-Гарден проходили под маркой "50 лет триумфам Большого балета на Западе". Поэтому множество критиков, и не только балетных, занимались обобщениями: сохранил ли Большой свою позицию одного из первых театров мира, каково сегодняшнее состояние труппы, жив ли знаменитый "стиль Большого", что с новыми постановками?

Успех превзошел наши самые смелые ожидания. Это очень важный итог и ответ тем, кто продолжает по привычке говорить о кризисе и развале. Подтвердилось мнение, которое мы слышим на гастролях последние несколько лет, - труппа на подъеме. Английские рецензии в силу доступности английского языка смогли прочитать заинтересованные лица во всем мире, интерес к театру сейчас огромный. Конечно, это не повод успокаиваться, но морально это несомненная поддержка для нашей работы.

    

- Хватает ли труппе репертуара и количества спектаклей?

- Раньше, когда было две сцены, театр давал в год более 250 балетных спектаклей, включая гастроли. Это рекордное количество выступлений для любой труппы. В этом сезоне, как и в прошлом, мы покажем около 230 спектаклей - 37 названий репертуара, из которых 21 - многоактные балеты, 16 - одноактные плюс спектакли "Мастерской новой хореографии". Чтобы сохранить баланс классического и современного репертуара (2/3 наших спектаклей - классика), многие названия приходится показывать реже, чем хотелось бы.

    

- Адаптировалась ли труппа к новой сцене?

- Конечно, переезд был непростым делом, но все уже привыкли - ведь прошел целый сезон.

    

- Лично я благодарна вам за фестиваль Плисецкой, за то, что появились яркие, совсем юные солистки и за то, что приветствуете развитие современного танца. "Мастерская новой хореографии", которая проходила уже дважды, порадует ли в нынешнем сезоне?

- Фестивалю Плисецкой мы обязаны возвращением в репертуар "Кармен-сюиты" и появлением "Игры в карты", а также вдохновением, которое испытала вся труппа от общения с этой великой балериной и неповторимой женщиной. А среди молодежи действительно появились новые имена - Осипова, Крысанова, Никулина, Кобахидзе, Савин, Лопатин, Воробьев - всех не назовешь. Эти артисты обладают большим потенциалом, они уверенно входят в репертуар и уже ведут спектакли наравне с признанными звездами. Для участия в "Мастерской новой хореографии" этого года, спектакли которой состоятся 22, 24 и 25 ноября, мы пригласили москвича Никиту Дмитриевского, Вячеслава Самодурова из Английского королевского балета, Ивана Урбана из Балета Гамбурга и еще Анну Абалихину и Дину Хусейн, московских хореографов, которые в прошлом году были номинированы на "Золотую Маску". Опыт прошлогоднего воркшопа, думаю, мы повторим в следующем году, то есть ставить номера вновь будут артисты Большого театра.

    

- Просматривается тенденция: среди названных имен - те, кто работал на Западе.

- Пожалуй, вы правы. Дмитриевский танцевал у Килиана, Абалихина с Хусейн до своего дебюта на сцене Театра Наций стажировались в Нидерландах. Мне кажется, люди, которые имеют опыт работы в других труппах и странах, смотрят на хореографию шире.

    

- Раз зашел разговор о поездках, то трудно не вспомнить вашу биографию. Вы работали и жили в Киеве, Канаде, Дании, а если прибавить годы в интернате московского хореографического училища и учесть ваш возраст, то получится судьба кочевника. И, кстати, вы неоднократно говорили, что вам нравится переезжать и начинать все сначала. Можно ли сказать, что вы осели в Москве?

- Семья моя здесь и дом тоже.

    

- Как прошла премьера вашего балета "Русские сезоны" в Нью-Йорк Сити Балле?

- Премьера состоялась в июне этого года в рамках Даймонд-проекта, придуманного 10 лет назад Питером Мартинсом и Ириной Даймонд. За эти годы были поставлены десятки новых балетов, не все из них остались в репертуаре Нью-Йорк Сити Балле, но, к моей радости, "Русские сезоны" имели большой успех, уже были показаны на гастролях и будут повторены в Нью-Йорке в феврале будущего года. Это была интересная работа. Вдохновляла замечательная музыка Леонида Десятникова. Русская музыка и русская тема. Кроме того, редкая для меня возможность на сто процентов отрешиться от административных забот.

    

- Труппа не ревнует вас к вашим вояжам в другие театры?

- Мне важно проверять себя как хореографа, свои навыки, умение находить общий язык с разными актерами. Да и посмотреть, как работают другие труппы, тем более такая знаменитая, как труппа Баланчина. Мне было чему у них поучиться. Никогда не думаешь о результате, но если спектакль получается и у него есть успех, то это оказывается полезным и для театра, в котором служишь постоянно.

    

- Есть ли еще зарубежные планы? Если не ошибаюсь, Лефевр приглашала вас на постановку в Париж?

- В ноябре на открытие сезона в Нью-Йорк Сити Балле будут танцевать мой "Средний дуэт", а в феврале в Хельсинки состоится премьера "Анны Карениной", которую я уже ставил в Копенгагене и Вильнюсе. Из подтвержденных зарубежных планов это пока все.

    

- Не расскажете ли о первой премьере наступившего сезона - вечере американской хореографии, намеченном на День влюбленных. Что это будут за спектакли?

- Тот факт, что в Америке долгое время работали важнейшие хореографы ХХ века - Фокин, Роббинс, Тюдор, Грэхэм, Лимон, Каннингем, Тэйлор - ставит ее на особое место среди балетных держав. Около 50 лет там работал великий Джордж Баланчин, ставший для американского балета тем же, чем Петипа в ХIХ веке был для русского - не только создателем огромного репертуара, но и первооткрывателем стиля, а также примером для подражания многим последующим поколениям хореографов. Нашу программу мы открываем его гениальной "Серенадой" на музыку Чайковского. Кристофер Уилдон, самый известный в мире из классических хореографов нового поколения, также работает в Нью-Йорке. Специально для Большого театра он поставит балет на музыку Арво Пярта. Ну и последнее имя - Твайла Тарп, знаменитая авангардистка, разрушительница канонов, которую в свое время привел в балет Михаил Барышников. Ее спектакль "В комнате наверху" на музыку Филипа Гласса требует классической виртуозности и одновременно огромной внутренней свободы. Я думаю, это должна быть очень интересная и необычная программа.

    

- Известны ли имена артистов, которые будут заняты в американском вечере?

- Светлана Захарова станцует в "Серенаде", Мария Александрова, Светлана Лунькина и Николай Цискаридзе - в балете Уилдона. Остальных я, пожалуй, не смогу сейчас назвать.

    

- Под занавес сезона, на июнь, заявлено возобновление старинного балета "Корсар", который вы осуществляете совместно с Юрием Бурлакой, увлеченным балетным архивариусом.

- "Корсар", наверное, последний из больших классических спектаклей, который отсутствует в нашем репертуаре. В 90-е годы его ставили в Большом Константин Сергеев и Юрий Григорович. Впервые сочиненный в 1856 году Жозефом Мазилье для Парижской Оперы, этот балет за свою историю претерпел множество редакций, только Петипа ставил его раза четыре, добавляя танцы и изменяя рисунок мизансцен. Среди авторов музыки не менее пяти композиторов, то же и с хореографией, то есть это такая окрошка, в которой, однако, живет вековая танцевальная традиция. Наша с Юрием Бурлакой задача - связно рассказать сюжет (про пиратов, похищенных рабынь и кораблекрушение), восстановить утраченные или видоизмененные мизансцены и танцы, используя архивные материалы. Вместе с тем мы не хотели бы называть это исторической реконструкцией, оставляя за собой право сделать спектакль по своему вкусу и усмотрению.

    

- Поделитесь гастрольными планами труппы.

- До Нового года, пока мы плотно не подойдем к февральской премьере, балет практически каждый месяц гастролирует. В октябре поедем по городам Дании и в Монте-Карло, в ноябре нас ждут большие гастроли в Новосибирске, в декабре - Баден-Баден. Тем не менее мы не прекращаем давать спектакли в Москве - оставшейся частью труппы.

    

- В нынешнем году вы подкрепили мужской состав, пригласив танцовщиков из Мариинского, Берлинской Штаатсопер и вундеркинда из Белоруссии Ивана Васильева? Денис Матвиенко перешел на штатное положение премьера?

- Нет, Матвиенко остается приглашенным солистом. Появился в труппе Иван Васильев, выпускник Минского училища, который победил уже на нескольких конкурсах артистов балета. В Варне этим летом он получил Гран-при - уже после того как его пригласили в Большой театр. Дебютировать он будет 3 октября в "Дон Кихоте" в паре с Натальей Осиповой. Андрей Меркурьев и Артем Шпилевский, приехавшие из Петербурга и Берлина, - это опытные, известные солисты, уже станцевавшие в Большом несколько балетов. Я очень надеюсь, что они смогут себя ярко проявить в нашем репертуаре.

    

- О Ване Васильеве говорят много, сравнивают с Михаилом Барышниковым, награждают не только золотыми наградами, но и всевозможными призами. Не кажется ли вам, что его невысокий рост и приземистая фигура ограничивают его возможности?

- Об этом пока говорить рано. Он же очень молод - всего 17 лет, еще до конца не сформировался и, думаю, еще будет расти. Васильев - яркий танцовщик, обладающий виртуозной техникой. Все, конечно, будет зависеть от него самого, и от удачи, и от обстоятельств.

    

- Как протекает ремонт? Сможет ли труппа в срок вернуться в историческое здание?

- Мы надеемся. Ремонт идет полным ходом, и нам обещают, что сроки будут выдержаны.

    

- В честь 90-летия Ольги Лепешинской намечен какой-то необычный, парадный "Дон Кихот".

- Ольга Васильевна, одна из самых знаменитых московских балерин прошлого века, была неподражаема в "Дон Кихоте", поэтому 30 сентября в честь нее мы представим три пары ведущих солистов, в каждом действии - свой дуэт: Галина Степаненко с Юрием Клевцовым будут танцевать на площади Барселоны, Мария Александрова с Андреем Уваровым - в таверне и картине "Сон", Светлана Захарова с Сергеем Филиным - на свадьбе во дворце герцога.

    

- Два года назад в интервью нашей газете вы сказали, что еще не поняли и не осознали, что это такое - руководить такой громадой, отягощенной и традициями, и своими устоявшимися взаимодействиями менталитетов, как балет Большого. Сегодня поняли? И есть ли какие-то секреты руководства?

- Я бы сказал так: великое прошлое этого театра должно быть и является для нас источником вдохновения и интереса, но нельзя жить только прошлым. Новым артистам нужны новые постановки. Только сохранение баланса между прошлым и будущим может стать залогом настоящего успеха.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;