Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 46 (7556) 23 - 29 ноября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27-28
№29-30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Хроноскоп

Борис СОКОЛОВ


    

95 лет назад, 26 ноября 1911 года, в Ливадии состоялся показ первого фильма кинофабрики Александра Ханжонкова "Оборона Севастополя" для Николая II и членов императорской фамилии.

Кадр из фильма "Оборона Севастополя"

Это был первый русский полнометражный фильм. Его продолжительность составляла один час сорок минут. Сам Ханжонков был и режиссером картины. Снимал же фильм оператор-француз Луи Форестье, так и оставшийся в России и долгие годы работавший в советском кинематографе. По распоряжению императора к работе над фильмом была привлечена большая группа историков и военных консультантов, которые постарались максимально точно воссоздать реалии Севастопольской обороны. Съемочной группе были выделены сотни мундиров и предметов солдатской амуниции времен Крымской войны, а также пиротехнические средства для спецэффектов. Особенно удались батальные сцены, которые впервые в мире снимались сразу двумя аппаратами, с панорамированием и сменой ракурсов. Картина снималась "под документ". Поэтому актеры подбирались с учетом портретного сходства с адмиралами Нахимовым и Корниловым, хирургом Пироговым, матросом Кошкой и другими историческими личностями. Многие эпизоды были удачно стилизованы под военную хронику. А финал фильма был целиком документален: на фоне монумента защитникам Севастополя снялись ветераны Крымской войны, русские и французы, чье единение теперь символизировало новую русско-французскую дружбу. Картина имела большой успех.

    

130 лет тому назад, 29 ноября 1876 года, в Москве, в Малом театре, состоялась премьера четырехактной комедии Александра Островского "Правда - хорошо, а счастье лучше".

Первоначально пьеса, которую Островский написал для бенефиса своего друга, актера Николая Музиля, называлась "Наливные яблочки". Роль символа и главного места действия играет купеческий сад, где только что созрели яблоки. И точно так же созрела для замужества купеческая дочка Поликсена... Это одна из самых светлых пьес Островского, где порок наказан, добродетель в финале торжествует, а драматическое начало соседствует с комическим. Драматург убеждает нас, что в наших силах пробудить в своей душе способность к счастью. Поэтому многие критики считали ее своего рода рождественской сказкой. После 1917 года данная комедия считалась недостаточно социальной. Новая постановка этой пьесы в Малом театре в советское время состоялась только в 1941 году.

    

180 лет назад, 24 ноября 1826 года, во Флоренции в семье известного всему городу повара родился итальянский журналист и писатель Карло Коллоди (настоящая фамилия - Лоренцини).

Свой псевдоним он взял по названию городка, откуда родом была его мать. Коллоди написал знаменитую книгу о приключениях деревянного человечка Пиноккио, которая принесла ему мировую славу. Нашим читателям Пиноккио известен как Буратино из сказки Алексея Толстого "Золотой ключик", представляющей собой вольное переложение книжки Коллоди. Писатель в 1848 году участвовал в войне с австрийцами за объединение Италии, но главным событием его жизни стала книга о веселом деревянном человечке. Однажды редактор флорентийской "Газеты для детей" попросил Коллоди написать детскую сказку, которую можно было бы печатать из номера в номер. Идея так захватила писателя, что первую историю он сочинил за ночь. 7 июля 1881 года она была напечатана. Так появился на свет деревянный человечек, которого сегодня любят десятки миллионов читателей во всем мире. Коллоди назвал его Пиноккио, что на тосканском наречии значит "сосновый орешек". Повесть печаталась с продолжением и имела огромный успех. Пару раз Коллоди пытался завершить повесть, но под давлением читателей вновь брался за перо. За два года было напечатано тридцать шесть глав удивительной сказки. Коллоди скончался в 1890 году, но Пиноккио продолжает жить. По данным ЮНЕСКО, книга Коллоди переведена на 87 языков, к ней написано 27 продолжений, ее 400 раз инсценировали в театре и кино.

    

80 лет назад, 26 ноября 1926 года, московский инженер Павел Григорьевич Тагер сделал сообщение о системе звукового кино в лаборатории Научно-исследовательского института физики и кристаллографии.

Система должна была удовлетворять трем условиям: во-первых, всегда, даже при обрыве киноленты, совершенно автоматически и полностью восстанавливать синхронность между звуком и изображением. Во-вторых, чтобы не было механического соприкосновения между звуконосителем и прибором, воспроизводящим звук, иначе бы звукозапись быстро стиралась. В-третьих, звуковая система должна была обеспечить производство необходимого количества копий без больших затрат. Уже в марте 1927 года первая установка была готова. Еще через год прошла публичная демонстрация воспроизведения звука, записанного фотографическим способом, а в 1929 году была снята звуковая кинохроника на улицах Москвы. В 1931 году с помощью звукозаписывающей аппаратуры "Тагефон" был снят первый советский полнометражный художественный фильм "Путевка в жизнь".

    

125 лет тому назад, 28 ноября 1881 года, в Вене в семье богатого бизнесмена родился выдающийся австрийский писатель Стефан Цвейг.

Семья не придерживалась канонов иудаизма. Сам Цвейг впоследствии говорил о себе как о "еврее по случайности". Он был мастером беллетризованных биографий исторических деятелей. Особенно известны написанные Цвейгом глубоко психологичные портреты Марии Стюарт, Марии Антуанетты, Жозефа Фуше, Фернандо Магеллана, Зигмунда Фрейда, Льва Толстого, Федора Достоевского, Фридриха Ницше, Оноре де Бальзака. Писатель создал также сборники рассказов "Амок", "Смятение чувств", "Звездные часы человечества", "Борьба с демонами", "Поэты своей жизни" и другие и романы "Нетерпение сердце", "Америко", а также посмертно изданную автобиографию "Вчерашний мир". Цвейг также написал пьесы "Дом у моря" и "Йеремия". Он много путешествовал по свету и в 1928 году побывал и в нашей стране. В 20-е годы Цвейг был самым переводимым немецкоязычным автором. Писатель считал, что "ничто так не далеко от истины, как слишком укоренившееся мнение, будто писатель только и делает, что сочиняет всевозможные истории и происшествия, снова и снова черпая их из неиссякаемого источника собственной фантазии. В действительности же, вместо того чтобы придумывать образы к события, ему достаточно лишь выйти им навстречу, и они, неустанно разыскивающие своего рассказчика, сами найдут его, если только он не утратил дара наблюдать и прислушиваться. Тому, кто не раз пытался толковать человеческие судьбы, многие готовы поведать о своей судьбе". Он покончил с собой 22 февраля 1942 года вместе с женой в отеле в пригороде Рио-де-Жанейро - Петрополисе, приняв смертельную дозу снотворного. Причиной самоубийства послужило отчаяние от казавшейся неминуемой в тот момент победы нацистов.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;