Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 41 (7602) 18 - 24 сентября 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27-28
№29-30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Соц-арт начинает и выигрывает

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

Марина КАРАСЕВА
доктор искусствоведения
профессор Московской консерватории


За последние дни Интернет перевыполнил план по просвещению широких слоев общества по части искусства соц-арта. На разных сайтах были опубликованы образцы нашумевшей "невыездной" изопродукции, предназначавшейся для ее выставочного показа во Франции. Мой взгляд задержался на одной из таких работ, на которой изображены три человека в масках Пушкина, Христа и Путина.

Я - среднестатистический отечественный культпотребитель: люблю Пушкина и не впадаю в восторг от продукции соц-арта. Я также лояльный член российского общества: к историческим деятелям, головы которых изображены на картине, испытываю чувства разнопорядковые, но позитивные.

Название картины "Гори, гори, моя свеча", представляющее аллюзию (намек) на строку из известного русского романса, меня никак не "зацепило": я сразу для себя назвала картину - "Наше все". Воображение дорисовало картину: под лучами пробивающегося сквозь дымку учебника по литературе "солнца русской поэзии", равняясь на знамена с изображением Иисуса Христа, сбирают свои полки борцы за национальную идею, какой ни у кого еще не бывало; точка сбора - синяя уличная растяжка с предвыборным лозунгом от копирайтера "ЕР". Смешно? Может быть. Во всяком случае, первым из всех персонажей картинки, кто бы посмеялся над ней, стал бы сам Александр Сергеевич. Да и Владимир Владимирович недавно показал, что он такого юмора явно не чужд.

Оскорбить этих уважаемых людей какой-то картинкой? Невозможно. Высветить для нас наши излюбленные стереотипы? Почему бы и нет? Можно ведь вспомнить и о традициях скоморошества, принятых не вчера на Руси. Можно, правда, вспомнить и о том, что не всегда подобное ёрничанье благополучно сходило с рук: в "Андрее Рублеве", помнится, такому скомороху, показавшему обнаженную филейную часть тела, после доноса церковника ведь действительно пришлось отвечать по полной. Такова история России, таков наш внутренний (ингрупповой) контекст, который "на нюх" может определить любой россиянин, вне зависимости от владения им искусством каких-то там аллюзий.

Здесь-то и возникает главная сложность: соц-арт живет и питается исключительно за счет этого понимаемого по умолчанию, социокультурного и этнопсихологического контекста. И, будучи вырванным из него, он, как цветок, вынутый из почвы, рискует превратиться в материал для частного гербария. Нельзя же всерьез предположить, что устроители выставки соц-арта во Франции возьмут на себя труд и политическую ответственность прописать все эти и другие российские аллюзии на информстендах или в буклетах. Если и сделать это - все равно адекватного понимания не будет. Можно возразить, что каждый волен интерпретировать аллегорические образы по-своему. Разумеется, однако, с оговорками: если материал самого искусства достаточно прочен и если зритель будет не только "в теме", но и окажется художественно чутким для подобных интерпретаций. Иначе ничего, кроме голой провокативности и политэпатажа, может не получиться.

В частности, французу, не знающему российских реалий, трудновато будет понять из картины, чем виноват Пушкин, которого, как ему известно, почитают в России вне зависимости от конфессиональных и политических пристрастий ее граждан, Пушкин, зажигающий свечу от зажигалки. Мы-то, телезрители-россияне, помним, что это ноу-хау возжигания церковного огня в свое время изобрел Владимир Вольфович, ну а французам-то что думать остается?

В этом смысле есть некоторое объяснение тому, что Минкультуры захотело приостановить экспорт продукции, предназначенной для внутреннего употребления. Это начинание наивно не искусствоведчески - коммерчески. Маркетологам подобного выставочного проекта до адекватности аллюзий, скорее всего, и дела нет: их основная забота - точно вычислить целевую аудиторию. На сей раз они не прогадали: выставка уже обречена на успех. Следующий акт соц-арт-спектакля обозрим: одна предприимчивая часть общества продолжит подливать масла в пиар-раскуриватель, обвиняя Минкультуры в цензуре и прочих смертных грехах. Другие, немалым числом ретивые, встанут грудью на защиту своего православного министра, заявив: "Не дадим поступиться принципами!" Обе стороны уже разговаривают на повышенных тонах. Так что готов эскиз к картинке для следующей выставки соц-арта где-нибудь там... - где не только тепло, но еще и хорошо платят за прокат отечественной госатрибутики.

Что до упреков выставки в порнографии, то, не зная точного контекста, в котором министром Соколовым было произнесено это слово, от комментариев воздержусь и оставлю право "разбора министерских полетов" за их начальниками. Позволю себе лишь дать социолингвистическую справку. Фраза "Это не музыка, а полная порнография" частенько произносится музыкантами в тех случаях, когда они хотят обозначить тем самым некий малозначимый в художественном отношении продукт. Не всегда достойный того, чтобы его горячо обсуждали.

От редакции: Скандал вокруг еще не открывшейся в Париже выставки "Соц-арт. Политическое искусство в России", подготовленной Третьяковской галереей, продолжается - теперь уже в откликах на реакцию СМИ. В том числе нашей газеты (см. № 40). Письмо, пришедшее в редакцию, является совершенно профессиональной рецензией на событие, на реплику министра культуры, на феномен соц-арта вообще. И вообще частным мнением, выдержанным в достойных тонах. Но, публикуя текст Марины Карасевой, вынуждены заметить, что:

а) фотоколлаж группы "Синие носы" под названием "Гори, гори, моя свеча" не является картиной, то есть работой, выполненной в технике "холст, масло";

б) группа "Синие носы" не является представителем соц-арта в узком понимании этого термина (название выставки следует понимать широко), поэтому не может служить почвой для обобщений о феномене соц-арта (сугубо исторического явления);

в) этот фотоколлаж вообще не предназначался к вывозу в Париж, а жертвой цензуры и публичных обвинений пали совсем другие произведения группы "Синие носы".

Марина Карасева была введена в недоумение информацией в Интернете, в чем честно признается. Тем не менее наша редакция обнародует ее точку зрения, учитывая очевидную компетенцию автора.

Также в рубрике:

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

  • Сельская новь
    Недавно в Подмосковье прошло Всероссийское совещание работников культуры села

НАСЛЕДИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;