Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7643) 7 августа-13 августа 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Музыка

Карьера "золотого мальчика"

Вячеславу Гордееву - 60

Ольга ГОНЧАРОВА


В. Гордеев

Быть депутатом для балетного артиста - карьера довольно экстравагантная. Тем более для звезды. Звезда - индивидуальность, индивидуальности созвучно слово "индивидуализм", а здесь необходима ответственность. Для Вячеслава Гордеева, чья мера ответственности перед окружающими на протяжении всей жизни постепенно росла, все выглядит как раз закономерно. Сначала ответственность за себя самого, когда учился профессии в одной из лучших в мире балетных школ - Московском хореографическом училище, в классе одного из лучших в мире педагогов Петра Антоновича Пестова. Потом, когда в 1968 году пришел в Большой театр, застав в расцвете эпоху Юрия Григоровича. В "золотой век" русского мужского классического танца он стал одним из последних танцовщиков-легенд, вел спектакли наравне с Михаилом Лавровским, Владимиром Васильевым, Юрием Владимировым. Принадлежа к более позднему поколению, Гордеев рядом с ними выглядел, пожалуй, чуть более интеллектуалом, но нисколько не терял при этом в эмоциональности танца, интеллектуализм рождался скорее из тонкого чувства формы, глубокого уважения перед ней. Безупречная школа, хорошая внешность, академичный интеллигентный стиль, изящество и элегантность, артистизм и глубокая работа над образом в каждой партии - Вячеслав Гордеев отвечал за каждую свою роль, и почти каждая делала его незабываемым, перед зрителями всегда представала яркая индивидуальность, не похожая ни на предшественников, ни на последователей.

Еще учеником на гастролях в Европе он блеснул перед публикой в па де де из балета "Пламя Парижа", поразив зрителей невероятной легкостью, и получил от прессы определение - "золотой мальчик". Благодаря актерской универсальности Гордеев перетанцевал в театре практически весь репертуар, свободно сочетая классику с современной хореографией: Базиль ("Дон Кихот"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Щелкунчик-принц и Щелкунчик-кукла ("Щелкунчик"), Альберт ("Жизель"), Юноша ("Шопениана"), Дезире ("Спящая красавица"), Ферхад ("Легенда о любви"), Спартак ("Спартак"), Икар ("Икар"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Сергей ("Ангара"), Клавдио ("Любовью за любовь"), Деревянный принц в одноименном балете, Кавалер ("Эти чарующие звуки...").

В 1973 году благодаря участию в Московском международном конкурсе артистов балета Вячеслав Гордеев получил золотую медаль и партнершу - замечательную балерину Надежду Павлову. С этого момента начал свое существование их знаменитый дуэт, что увеличило степень ответственности вдвое. На протяжении десятилетия этот дуэт оставался одним из самых любимых и популярных, создавая запоминавшиеся образы. Устойчивое словосочетание "Павлова - Гордеев" так же прочно укоренилось в сознании балетоманов, как "Максимова - Васильев" или "Фонтейн - Нуреев".

Но дуэт распался, зато появилось целое "балетное семейство" - ансамбль "Московский балет", который Вячеславу Гордееву предложили возглавить, когда он еще был премьером Большого театра. Новое поле для творчества - оно же новая, многократно возросшая, доза ответственности, но, видимо, недостаточная, потому что в короткое время Гордеев увеличил труппу и создал на основе ансамбля Театр "Русский балет", определив его целью пропаганду балетного искусства. Труппа быстро росла профессионально и приобрела известность - гастроли по всему миру, международные награды, репутация одного из лучших российских балетных коллективов, колоссальная и разнообразная афиша.

Гордеев сам танцевал, сам репетировал с артистами, сам давал классы, сам создавал репертуар. Но, главное, здесь оказались востребованы его задатки хореографа, потребность ставить, которая проявлялась и раньше, заставила его поступить на балетмейстерский факультет ГИТИСа. Его хореографические опыты простираются от многочисленных миниатюр самого разного характера, настроения, музыкального материала ("Мелодия любви", "Слепая", "Паганини", "Мужчины и женщина", "В антракте", "А поутру они проснулись") до полнометражных балетов (оригинальные версии "Щелкунчика" и "Золушки", поставленный в Китае спектакль на национальные мотивы "Течет речка", "Последнее танго" на музыку А.Пьяццоллы в Большом театре, куда Гордеев на несколько лет возвращался в качестве художественного руководителя балета).

И вот недавно Вячеслав Гордеев предстал в новом качестве: теперь он - депутат Московской областной думы, то есть ответственность несет перед всей Московской областью. Что дальше? Не знаю, как с ответственностью, но с любовью у него точно будет все в порядке - благодарной, зрительской любовью за прикосновение к таланту.

Также в рубрике:

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;