Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 39 (7652) 9-15 октября 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27-28
№29-30№31№32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Под занавес

МАРИС ЯНСОНС: Не люблю долгих контрактов

Вениамин ШЛОСМАН Фото Рейтер


М.Янсонс

Один из крупнейших среди ныне живущих дирижеров, ярчайший представитель ленинградской школы, Марис ЯНСОНС родился в Риге в семье дирижера Арвида Янсонса. Окончил Ленинградскую консерваторию, учился дирижированию у Герберта фон Караяна в Зальцбурге и у Ганса Сваровского в Вене. Победил на Международном конкурсе Караяна в 1971 году. С 1973 года работал рука об руку с Евгением Мравинским в первом оркестре Ленинградской филармонии. С 1979 года возглавлял филармонический оркестр Осло, с 1997-го по 2004-й был главным дирижером Питтсбургского симфонического оркестра. Сегодня Марис Янсонс возглавляет оркестры Баварского радио (Мюнхен) и "Консертгебау" (Амстердам). Также регулярно появляется за пультом других коллективов топ-класса. На минувшем Зальцбургском фестивале продирижировал двумя концертами Венского филармонического оркестра, после которых и состоялась эта беседа.

- У вас крайне насыщенный концертный график. Находите ли время для отдыха ?

- Этим летом отдохнул впервые за долгое время - пять недель не дирижировал. Хотя партитур из рук не выпускал, иначе попал бы в очень сложную ситуацию: скоро у меня подряд несколько разных программ, я бы их просто не успел подготовить. Две симфонии Брукнера, "Турангалила" Мессиана, Органный концерт Пуленка, "Картинки с выставки" Мусоргского, "Море" Дебюсси, две симфонии Бетховена, 88-я симфония Гайдна - и это еще не все, и в самое ближайшее время! Представляете?

А есть и совсем новые произведения. Сейчас я с оркестром Баварского радио начинаю бетховенский цикл, и каждый концерт будет открываться специально написанным сочинением одного из наших современников. В первой программе будут Бетховен и Йорг Уидманн, во второй - Бетховен и Родион Щедрин. Я их ни в чем не ограничиваю, они совершенно свободны. Надеюсь, Гия Канчели тоже напишет... Очень хотел бы, чтобы Джон Адамс нам что-нибудь написал, но он так занят. Просил Арво Пярта - ему тоже некогда. Но мы будем еще искать - может быть, обращусь к Кайе Саариахо или Магнусу Линдбергу. Цикл будет продолжаться и в следующем сезоне, так что время еще есть.

- В последние годы вы приезжали в Зальцбург с одним из своих оркестров, почему на этот раз сюда не приехал ни один из них ?

- Мне и прежде случалось приезжать без них, а последние три года действительно нас приглашали вместе, и я считал своим долгом приезжать именно с ними. Но иногда не получается - трудно отказаться, когда оркестр Венской филармонии приглашает сыграть программу. И если я скажу своим музыкантам, что из-за этого куда-то с ними не поеду, им будет обидно. Мне еще повезло, что летом оркестр Баварского радио в отпуске...

- Как возникла программа, которую вы представляли в Зальцбурге ?

- Мы ее придумали совместно с фестивалем. Их идея была - собрать сочинения, связанные с природой. "Летний ветер" - раннее, романтическое сочинение Веберна. Далее - "Летние ночи" Берлиоза с Элиной Гаранчей, где через природу раскрывается внутренний мир человека. И Вторая симфония Брамса - за исключением финала, это пастораль, соприкосновение с природой. Он сам писал, что идея первой темы пришла к нему, когда он катался на лодке: первые три ноты - это покачивание лодки на воде. Получилась, по-моему, очень интересная программа с тематическим обрамлением.

- Чего за эти годы вам удалось добиться в ваших двух оркестрах ?

- Самым главным было добиться музыкального взаимопонимания, найти общий язык; это нам удалось, мы очень сблизились с обоими оркестрами. Когда меня приглашали, то я чувствовал, что у нас много общего. Но мог ошибиться, ведь одно дело - когда ты приезжаешь как гость, а другое - когда оркестр становится твоим: неизвестно, как это будет развиваться дальше.

Сейчас у меня в Мюнхене шестой сезон, в Амстердаме - пятый, и можно сказать, что мы идем одной дорогой. В Мюнхене у меня контракт до 2012 года, в Амстердаме - без ограничения, каждый год я подписываю его вновь. Не люблю долгих контрактов, потому что никогда не знаешь, где наступит момент, когда между вами уже не будет прежнего понимания. И если он наступает, надо сразу уходить. Разорвать контракт, конечно, можно, но так редко делают, а если у тебя к этому месту душа не лежит, а ты должен по контракту еще два-три года отработать, это неестественно, это никому не нужно. Поэтому, если все хорошо, - работаем дальше. А если нет той свежести - лучше разойтись.

Люди ведь все чаще хотят каких-то изменений, чего-то нового, внимание долго ни на чем не сосредотачивается. Катастрофически с этой точки зрения обстоит дело в Америке, где вообще не умеют концентрироваться - не в музыкальном смысле, а вообще: сто пятьдесят телепрограмм, заскучал на одной, включил другую, третью... А так, чтобы долго, на годы куда-то погружаться, - это сейчас мало где происходит. Разве что, может быть, в драматических театрах, где крепко срослись актеры и режиссер.

- До вашего прихода оркестр Баварского радио мало гастролировал, удалось ли вам это изменить ?

- Да, мы с ними всюду побывали. И в Европе гастролировали, и в Америке не раз, и в Японии, и в Китае... В общем, сейчас оркестр ездит регулярно, как нормальный коллектив топ-класса. Следующей весной намечены гастроли оркестра Баварского радио в Москве и Петербурге. Мы планируем приехать в апреле, сыграем Брамса, Вагнера и Штрауса. Но оказалось, что нашу поездку чрезвычайно трудно организовать, гастроли в других странах проходят гораздо легче. Если, конечно, не считать Китая, куда мы ездили недавно: началось с того, что оркестр отказался лететь самолетом китайской авиакомпании. Мы получили в итоге гарантии - самолет будет американский - и полетели, зато гастроли прошли потрясающе. Возможно, уровень понимания классической музыки в Китае еще не такой, как в Японии, Южной Корее или даже на Тайване, но степень их интереса, энтузиазма невозможно себе представить. Должен вам сказать, я нигде не давал столько автографов, как там.

- Есть ли отличия между репертуаром оркестров, которые вы возглавляете ?

- В обоих случаях моя политика - максимально широкий репертуар. Особенно в первые годы, когда мы с оркестрами проходили и классический, и романтический, и современный репертуары. Например, с "Консертгебау" сейчас везем в Люцерн "Турангалилу" Мессиана. А в Мюнхене мы с этого сезона начинаем бетховенский цикл. Впрочем, симфонии Бетховена и Гайдна я делаю постоянно. Естественно, всегда исполняются Моцарт, Шуман, Штраус, Вагнер, Брамс, Малер, Равель, Дебюсси, Шостакович, Чайковский.

Понять, чего нам не хватает, в каком направлении надо работать, что получается, а что не очень, - эти вопросы для меня по-прежнему открыты. Если ты концентрируешься на узком репертуаре, ты очень ограниченный музыкант. Правда, все не может одинаково хорошо получаться даже у Караяна, но уровень исполнения должен быть приемлемым в любом случае. Когда в Мюнхене или Амстердаме я дирижирую Седьмую симфонию Бетховена, то не буду ее повторять на следующий сезон. И гастрольные программы тем более не повторяю.

- Пересекаются ли программы "Консертгебау" и оркестра Баварского радио ?

- Да, случается: как главный дирижер двух коллективов такого уровня, я просто не имею права ни в одном из них отстаивать свои собственные интересы и отказываться, например, от симфонии Брамса в Мюнхене, если только что делал ее в Амстердаме. О своих интересах я тут должен забыть начисто и обоим оркестрам служить одинаково. Это отнюдь не легко, я все время занимаюсь как проклятый - мне надо одолеть невероятное количество репертуара... Слава богу, за свою жизнь я продирижировал уже почти все, но повторять все равно приходится. Конечно, если в двух оркестрах случаются совпадения, для меня это даже лучше. Так будет, например, с Четвертой симфонией Брукнера, которую я делаю в октябре с одним оркестром и в ноябре с другим, но это один подобный случай за весь сезон! Все это интересно, но отнимает очень много сил.

- К огорчению москвичей, вы отказались от участия в постановке "Кармен" Большого театра, а потом практически в то же время дирижировали эту оперу в Петербурге. Случайное совпадение ?

- Да, конечно. От московской постановки я отказался потому, что там надо было проводить много времени. Никаких идеологических причин тут нет, приглашение Дэвида Паунтни было нашей с Большим театром совместной инициативой. До каких бы то ни было расхождений просто не дошло - я понял, что не смогу. Слышал, постановка получилась неудачной. Знаю, что Юрий Темирканов был очень недоволен режиссером. Я не успел с ним поговорить, но мне кажется, что из-за этого он и дирижировал без энтузиазма. Бывает ведь так, что дирижер думает: ты, мол, ставь, как хочешь, а я музыкально покажу все, что нужно.

А что касается концертного исполнения "Кармен" в Петербурге, то меня консерватория очень давно просила что-нибудь сделать. Когда-то я был музыкальным руководителем "Кармен", поставленной как раз в оперной студии консерватории, потом этот спектакль сняли... Консерватория просила годами, а у меня все нет времени, и так неудобно было отказывать Александру Чайковскому, который еще был ректором в тот момент... И когда у меня выпали две свободные недельки, я подумал, почему бы не сделать что-то. Правда, работать было ужасно трудно, я заболел после этого - так устал! Студенты - ребята хорошие, хотя в их глазах я не видел горения от учебы. В мое время учебный дух в консерватории ощущался как-то сильнее, а сейчас, видимо, люди думают о заработке, им не хватает времени...

- Ваше мнение по поводу недавней смены руководства в Петербургской консерватории ?

- Я очень сожалею об отставке Александра Чайковского. Не знаю точно, что там произошло, но уверен: какие бы то ни было финансовые махинации не могут к нему иметь отношения, он не тот человек. Он в этом вообще не разбирается, он музыкант, и именно это давало консерватории импульс, давало новые идеи. Вероятно, когда Глазунов был ректором, он тоже не слишком разбирался в учебном процессе, но его личность, его авторитет были для консерватории необыкновенно важны. Если ты утверждаешь, что там пропали деньги, - иди и проверь. И если это так, то виновные, конечно, должны быть наказаны. Но все получилось очень несправедливо. Не помню, какие там суммы, но у нас в стране воруют в гораздо более крупных размерах. Думаю, что кому-то очень надо было освободить это место. Я считаю, что для консерватории с точки зрения творчества это большая неудача.

- Вы собираетесь ставить в Амстердаме "Кармен "...

- Скоро я впервые встречаюсь с постановщиком Робертом Карсеном и очень жду этой встречи - пока я не представляю себе, что у нас получится. С режиссерами сейчас работать все труднее. Кто из них очень хорош, так это Вилли Деккер. Я бы мечтал работать с ним вместе. Правда, Мартин Кушей, с которым мы делали "Леди Макбет Мценского уезда", - тоже замечательный мастер, но Деккеру я внутренне доверяю еще больше. Он не станет заниматься дешевкой. Из "Травиаты" он мог сделать

такую вульгарщину, там для этого ничего и придумывать не надо: он соблазнам не поддался - вот это тонкость.

- С обоими оркестрами вы делаете немало записей, справедливо полагая, что это в первую очередь документ эпохи. И все же, что известно об успехе этих записей на рынке ?

- Во-первых, с "Консертгебау" мы не связаны ни с какой фирмой, у нас свой лейбл. Скоро свой лейбл открывает и Баварское радио, ведь оно записывает все концерты оркестра, там буквально миллионы записей разных лет - и свежих, и со времен Рафаэля Кубелика и Ойгена Йохума. Во-вторых, продажами дирекция "Консертгебау" довольна, хотя меня это мало интересует: сегодня ты все равно много дисков не продашь, и счастливее от этого я не стану. Хотя симфония Дворжака "Из Нового Света", одна из первых наших записей с "Консертгебау", продавалась очень здорово. А "Глория" Пуленка с "Литургической" симфонией Онеггера продается хуже, хотя запись отличная. "Консертгебау" очень хорошо французскую музыку играет... впрочем, они все играют отлично.

А оркестр Баварского радио - чемпион по части современной музыки, никто больше столько премьер не исполняет. Музыка, правда, бывает разного уровня, часто второго сорта. Карл Амадеус Хартман в пятидесятые годы открыл абонемент "Musica Viva", где звучат только новые сочинения - пять концертов в сезон по три-четыре свежих произведения. Все эти исполнения записаны, и лучшее из этого хорошо бы выпустить. Я в этом цикле пока не участвовал, но обязательно буду. Только на плохую музыку тратить время не стану, выберу то, к чему у меня будет свое отношение, где я смогу что-либо выразить.

- Кого из современных композиторов вы регулярно исполняете ?

- Ханса Вернера Хенце, Лючано Берио, Родиона Щедрина, Кшиштофа Пендерецкого, Луку Францескони... Очень талантливые композиторы - Майкл Догерти, Майкл Херш, молодые американцы. Мессиана играю очень много и с огромным удовольствием. Представляете, его "Турангалилу" я не дирижировал никогда в жизни, в июне впервые ее сделал. Я был в таком восторге, музыка настолько меня захватила, что творчески для меня это было самое яркое событие сезона. У каждого сезона есть свой пик - скажем, два года назад меня так же сильно захватила "Леди Макбет Мценского уезда". А год назад, как ни странно, - Девятая симфония Бетховена. И сейчас у меня тоже период Бетховена, как был период Малера когда-то. Эта страсть никуда не исчезает, скажем, Гайдн мне всегда был очень близок, но я просто сходил с ума по "Турангалиле" и сейчас так же - по Бетховену.

- Вы успеваете бывать в Петербурге ?

- Сейчас приеду туда на пять дней, не больше того, представляете себе? Это по-прежнему мой настоящий дом, после каждого тура мы с женой возвращаемся туда. Я обожаю Петербург и чувствую себя там замечательно. Правда, я, конечно, не сталкиваюсь с трудностями жизни в нашей стране так, как те, кто живет в ней постоянно, поэтому, наверное, и воспринимаю эти трудности легче. Но и мне знакомы такие проблемы, как вызов водопроводчика, поход в сберкассу, сбор необходимых бумаг... К счастью, это не самое главное в жизни, все это проходит. Было бы здоровье...

- Кстати, верно ли, что вы могли бы стать врачом, если бы не стали музыкантом ?

- Да, я всегда очень интересовался медициной. Прежде я часто отдыхал в Ялте в Доме актера, и там был медпункт. На пляже сидишь, болтаешь о том о сем, в том числе о болезнях, да какие у кого с собой лекарства. А я их всегда с собой беру очень много на всякий случай. Кто-то мне пожаловался, а я говорю - примите вот это. А вы специалист? - спрашивают. Да нет, говорю, просто интересуюсь немножко. И ко мне стали приходить люди, а потом по Дому актера пошел слух, что в медпункт ходить не надо, а надо идти сразу ко мне. Я не знал, куда мне деться! Особенно часто подходили люди из провинции, которые, может быть, кроме парацетамола, других лекарств не знают. Просили поставить им диагноз, я пытался помочь, но мне было очень смешно.

Также в рубрике:

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;