Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7655) 30 октября - 12 ноября 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Ситуация

Бум не предвидится

Все ждут закона о меценатстве

НАСЛЕДИЕ

Мария ТОКМАШЕВА
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


Усадьба Ф.Шаляпина в Москве

Столкновение традиционной усадебной культуры и ее новых интерпретаций лучше всего заметно в Вознесенском переулке. Там в конце XVIII века появился небольшой классический особняк с четырехколонным портиком и двумя симметричными флигелями. Принадлежал он княгине Засекиной. В 1881 году дом перешел во владение композитора Василенко, который собрался надстроить и расширить старый особняк. Но выяснилось, что "стены старого дома ненадежны для надстройки" - пришлось ограничиться пристройкой. Уже после революции в Вознесенском, 18 жили известный химик Марковников, а позже - режиссер Григорий Александров и актриса Любовь Орлова. До последнего времени в интерьерах особняка сохранялась парадная лестница конца XIX века с ограждением, украшенным головами грифонов, а в центральной гостиной сохранились лепные карнизы, барельефы над дверями, изразцовая печь и даже позднеампирные двери в одном из помещений.

Сегодня дом княгини Засекиной (Вознесенский пер., 18) является частью планов развития комплекса "Усадьба-центр". Вероятнее всего, что на этом месте появится пятизвездочный отель на 150 мест с подземной автостоянкой. Проект "Усадьба-центр" осуществляется уже не первый год. Первой жертвой его пал соседний дом № 20 - палаты Полибиных. Снос этого дома и строительство нового делового центра вызвали тогда множество споров. И вроде как мэр Москвы согласился с доводами архитекторов и простых жителей близлежащих домов, вставших на защиту старой Москвы. Но в итоге флигель во дворе уже снесен, а сам дом № 18 накрыт все объясняющей зеленой сеткой.

Все мы прекрасно понимаем, что это только один из примеров "сохранения" культурного наследия в целом и русских усадеб в частности. Хотя тема "усадебного" возрождения остается актуальной даже в условиях мирового экономического кризиса. Это еще раз подтвердили участники "международного стола" по проблемам исторического и культурного наследия и III Всероссийской научно-практической конференции "Искусство и культура русской усадьбы XVII - XIX вв." Естественно, главный вопрос: "Как нам усадьбы возрождать?"

"Люди, поняв, что проводить реставрацию в пять раз дороже, склонны больше строить свои усадьбы из новых материалов, чем брать старую усадьбу, где есть жесткие ограничения по использованию, приспособлению и по ее развитию. Поэтому в этом секторе бум не предвидится", - за день до начала конференции высказал журналистам свою точку зрения глава Росохранкультуры Александр Кибовский.

Разделяет это мнение и президент Национального фонда "Возрождение русской усадьбы" Виссарион Алявдин: "Действительно, сегодня есть множество старинных усадеб. Мы пытаемся найти их владельцев и доказать им, что возрождение этого очага семейной культуры необходимо!" В качестве примера г-н Алявдин привел усадьбу Воронино в Ярославской области: "Давным-давно там был пионерский лагерь, потом усадьба несколько лет пустовала. Мы нашли потомка, жившего там некогда семейства, долго уговаривали его, что усадьбу необходимо восстановить. И вы знаете, он согласился. Убедить потомка сегодня все-таки легче, чем государство. Он с нашей помощью выкупил усадьбу из муниципальной собственности и теперь занимается восстановлением старинного особняка". В этом контексте можно вспомнить еще и усадьбу Муравьева-Апостола, которую взялся восстановить потомок декабриста Кристофер. Причем проделанная со зданием работа многими экспертами признана образцом качественной научной реставрации, не очень характерной для сегодняшней Москвы. Но таких примеров - единицы. Большинство обеспеченных людей не хотят обрекать себя на тщательный уход за старинной усадьбой, какую бы архитектурную, культурную или историческую ценность она ни представляла. Все уверены в том, что расходы на реставрацию (а она будет требоваться периодически) будут непомерно велики.

"Культурное наследие считают обузой, и очень сложно с этим стереотипом бороться, - считает председатель Центрального совета ВООПИиК Галина Маланичева. - Нужна политическая воля в осознании и понимании того, что историко-культурное наследие - это ресурс для развития страны". Первым сигналом, запущенным с политического небосклона страны, вполне мог бы стать закон о меценатстве. Но несмотря на то, что разговоры о нем ведутся уже не первый десяток лет, принять его никто так и не решается.

Пока столь масштабной благотворительностью в нашей стране заниматься не принято, бизнес-сообщество живет по принципу: все вложенные деньги должны приносить прибыль или в худшем случае - окупаться. Поэтому актуальной и для частных лиц, и для государства проблемой остается приспособление усадеб. Усадьбу Батыево в Ивановской области выкупил местный бизнесмен и теперь делает там хорошую гостиницу. Та же ситуация и с усадьбой Плешанова в Ярославской области. Стоимость номеров в последней - от 1700 до 3100 рублей в сутки, час аренды конференц-зала - 800 рублей, отпраздновать свадьбу по базовой стоимости (проживание 3 дня и 2 ночи, банкет, дискотека и обзорная экскурсия) - 4200 рублей с человека.

С музеями-усадьбами ситуация намного сложнее. Именно они, по словам Галины Маланичевой, осуществляют несуществующую у нас государственную политику в сфере охраны культурного наследия. И эта битва за культуру пока не в пользу музейных работников. "Я знаю, что есть люди, которые хотят приобрести наш особняк, - говорит директор Городской мемориальной усадьбы (Дом-музей) Ф.И.Шаляпина Элеонора Соколова. - И мы боимся, что этот момент настанет. Ведь понятно, что если особняк вблизи Садового кольца перейдет в частные руки, никакого музея здесь не будет". Так что и для усадеб, принадлежащих государству, единственный выход сохранения уникальных зданий - искать дополнительные способы использования площадей. "Грустно, когда на территории усадьбы проходят действия, ей не свойственные", - считает Виталий Ремизов, директор ФГУК "Государственный музей Л.Н.Толстого". С этим утверждением сложно не согласиться, но усадьбы в этом смысле - разговор особый. Культура усадебная предполагает не статичное расположение предметов, характерных для той или иной эпохи, личности или события, а яркую динамику и, что немаловажно, связь времен. Иными словами, если в музее мы имеем дело с застывшей историей, то в усадьбе должны почувствовать эту историю в нашей повседневной реальности. Впрочем, признают это и сотрудники музеев-усадеб: "Мы стараемся быть культурным центром, проводить в наших интерьерах не только тематические выставки, но и концерты, лекции, приглашать сюда молодежь, - рассказывает Элеонора Соколова. - Но, как вы сами знаете, рядом с нами на Новинском бульваре находится торгово-развлекательный комплекс с ресторанами, которые летом организуют веранды. И музыка, там звучащая, заглушает проходящие в стенах нашей усадьбы концерты". Такую связь времен вряд ли можно назвать удачной.

Также в рубрике:

ЮБИЛЕЙ

  • Крест Реставратора
    90 лет Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру имени академика И.Э.Грабаря

СОТРУДНИЧЕСТВО

  • Синдром Чацкого
    Русское культурное присутствие в Таллине разнообразно и многолико

НАСЛЕДИЕ

ДЕНЬ В ИСТОРИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;