Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7669) 12-18 февраля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Музыка

Клавесины и ударная установка

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Илья ОВЧИННИКОВ


В Рахманиновском зале консерватории подошел к концу пятый сезон концертного цикла "Стереоскопическая хронография", который проходит по инициативе пианиста, клавесиниста и просветителя Алексея Любимова. Из трех вечеров, представленных публике в октябре, январе и феврале, Любимов принял участие лишь в одном. Однако маэстро не стал реже обычного выступать в Москве: нестандартных программ у него по-прежнему много, будь то исполнение фортепианных переложений музыки Вагнера, леворучного концерта Прокофьева с Российским национальным оркестром или отечественная премьера масштабного сочинения Сати "Сын звезд". Свой авторский цикл Любимов решил разнообразить выступлениями учеников, а теперь уже и младших коллег - и не прогадал.

Как оказалось, задачу долгосрочного абонемента - показать музыку разных эпох как целое - ученики Любимова умеют решать практически не менее убедительно, нежели он сам. Так, в осеннем концерте Сергея Каспрова удачно сочетались Скарлатти, Гайдн, Шопен и Стравинский. А Мария Успенская снежным февральским вечером представила сочинения, разделенные почти пятью столетиями. И хотя самого Любимова на сцене не было, программа получилась, в лучшем смысле слова, любимовская. Три клавесина на сцене мирно соседствовали с ударной установкой, а произведения самых разных эпох и стилей звучали рядом и проникали друг в друга более чем органично, объединенные убежденностью и волей исполнителя. Так интерпретатор становится вровень с композиторами, сообщая их музыке новое содержание, - этот талант есть и у Любимова, и у его ученицы Марии Успенской.

Вечер, получивший название "Встречные ветры столетий", был выстроен любопытным образом: каждое отделение завершалось современным концертом для клавесина с ансамблем. Основу же программы составили короткие пьесы XVI - XVII столетий, в разумной мере чередовавшиеся с сочинениями века ХХ. Так изящные Гальярды Уильяма Бёрда стали обрамлением для Партиты Эрнста Кёльца (1950) - пятиминутного воспоминания нашего современника о золотом веке клавесинного искусства. Соединяя классическую форму с современными гармониями, автор заставляет слушателя чувствовать себя одновременно в двух разных эпохах - и продолжает блестящей стилизацией, которая делает обратный переход к Бёрду почти незаметным. Еще интереснее связались между собой Чакона Луи Куперена и Continuum Дьердя Лигети (1968): вторая пьеса непохожа на первую - ни технически, ни гармонически, но после каждой из них звучала миниатюра английского анонима начала XVI века, уравнивая в правах двух классиков - авангардистов своего времени.

Первое отделение завершил "Джазовый концерт" Йозефа Горовица для клавесина, ударных и струнных (1965). Сама по себе виртуозная клавесинная партия могла бы звучать как самостоятельный опус вполне серьезного характера; однако аккомпанемент существенно расширяет характер музыки, приближая его то к джазу, то к эстраде. Последним аккордом программы стал минималистский Концерт для клавесина и струнных Хенрика Гурецкого (1980) - живого классика, чьи сочинения стоило бы играть в Москве куда чаще. Однако подлинной кульминацией вечера оказалось трио Богуслава Мартину "Прогулки" для флейты, скрипки и клавесина (1939), где на помощь Марии Успенской пришли скрипачка Татьяна Федякова и флейтист Иван Бушуев. Каждой из частей трио предшествовала одна из вариаций Фрескобальди, и этот неожиданный микст прозвучал на удивление цельно, словно единое сочинение некоего высшего автора, которое отныне и не может исполняться иначе.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

КНИГИ

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;