Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 12 (7675) 26- 1 апреля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Музыка

Реквием для тромбона

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Илья ОВЧИННИКОВ


В Рахманиновском зале консерватории состоялся концерт, посвященный творчеству Хенрика Миколая Гурецкого, крупнейшего польского композитора. В исполнении ансамбля "Студия новой музыки" звучали его сочинения разных лет, дирижировал Вячеслав Валеев. Концерт-портрет Гурецкого стал седьмой программой цикла "Современная польская музыка", в рамках которого были представлены также сочинения Кшиштофа Пендерецкого, Кароля Шимановского, Витольда Лютославского, Гражины Бацевич и других. Один из концертов был посвящен Мечиславу Вайнбергу - советскому композитору, ярчайшему представителю школы Шостаковича, тесно связанному и с польской культурой.

Сочинения Хенрика Гурецкого можно условно поделить на две неравные части: одно, самое известное, и - все остальные. Неожиданный успех его Третьей симфонии - редкий пример того, как благодаря стечению обстоятельств популярным становится произведение, отнюдь не рассчитанное на миллионные тиражи. "Симфония печальных песен" впервые прозвучала в 1976 году, с тех пор неоднократно исполнялась, однако новая ее запись в 1992 году стала бестселлером. Среди опусов Гурецкого симфония по-прежнему остается номером один: за полтора десятилетия ее записывали вновь не менее семи раз. В Москве ее можно было услышать пять лет назад, на авторском вечере композитора в Большом зале консерватории: без малого час медитативной музыки, усыпляющей слушателя бесконечными повторами.

Как показал концерт в РЗК, у Гурецкого есть и гораздо более самобытные произведения. Он и сам не находил Третью лучшим своим сочинением, хотя считал, что успех симфонии многократно усиливает его ответственность перед слушателями и исполнителями. Так, Третий квартет, написанный в 1995 году по заказу "Кронос-квартета", Гурецкий не считал возможным опубликовать в течение десяти лет, опасаясь разочаровать тех, кто ждал чего-то похожего на "Симфонию печальных песен". Впрочем, основания для опасений едва ли были: струнный квартет как искусство элитарное, немассовое практически не имеет шансов стать поп-хитом, а потому и не соперник удачливой симфонии.

Именно Третьим квартетом солисты "Студии новой музыки" планировали начать нынешний концерт. Однако подумав, решили не рисковать - квартет также длится почти час - и сыграли более короткий Первый (1988), где красивейшие вариации на тему польской песни XVI века чередуются с лихими квазинародными наигрышами. "Маленькая музыка IV" (1970) написана словно другим композитором: автор хорошо знаком с самыми передовыми партитурами Пендерецкого, с уважением относится к Янису Ксенакису, однако его интересует не только новая техника. Десятиминутный опус для фортепиано, кларнета, виолончели и тромбона (на нем виртуозно сыграл Александр Иванец) на первый взгляд кажется воплощением негармоничности, однако со временем за набором диссонансов проступает трагедия, и к финалу пьеса воспринимается уже как маленький реквием.

Сочинение с похожим названием завершало программу: "Маленький реквием для польки" - небольшой фортепианный концерт, где страницы траурного, торжественного характера соседствуют с самой настоящей залихватской полькой. Мона Хаба исполнила также четыре Фортепианные прелюдии (1955), где Гурецкий выступает как прилежный ученик Мессиана, а Мария Успенская повторила минималистский Концерт для клавесина и струнных, уже звучавший в ее сольном концерте месяц назад. Так сложился портрет композитора, которого прославило отнюдь не самое показательное его произведение.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;