Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7684) 4-10 мая 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Ситуация

Архитектурные рецепты от пробок

XIV Международная выставка "Арх Москва Next" против сноса ЦДХ, за уменьшение скоростей и пространств

ПРОЕКТЫ

Маргарита СОГРИНА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


"Думать о будущем, строить по-новому: умно, грамотно, интересно, без ущерба для уже освоенного исторического пространства города, умело и точно вписываться в природный ландшафт, использовать новейшие технологии и экологически чистые материалы" - приблизительно так лаконично и внятно можно охарактеризовать концепцию нынешней архитектурной выставки. Развернулась она практически на всех этажах ЦДХ: 178 участников из 11 стран мира, у Италии, Испании, Дании свои программы и даже фестивали.

Меховой велосипед для модниц мегаполиса

Организатор выставки "Арх Москва" Василий Бычков радовался тому, что мировой кризис, коснувшийся и России, в 8 раз сократил архитектурные заказы, а значит, неумным, скороспелым "новоделам" и крайним мерам, например, сносу целых объектов и комплексов, будет поставлен заслон. Теперь у отечественных архитекторов, по словам Василия Бычкова, больше времени для настоящего творчества и рефлексии, для эксперимента и размышлений, для поиска и открытий.

Российские архитектурные школы и бюро уже занялись разработкой новых и в технологическом, и в инженерном, и в художественном отношении проектов.

Так, в мастерской экспериментального учебного проектирования МАРХИ под руководством Евгения Асса студенты уже подготовили и показали посетителям выставки свой вполне разумный и щадящий вариант перестройки и приспособления здания ЦДХ к современным условиям. Они, впрочем, как и все участники "Арх Москвы", высказались против сноса знакового объекта в самом центре столицы, задающего правильный и привычный темпоритм уже освоенного пространства целого района. Строить новые бизнес-центры можно в других местах мегаполиса, там, где пустуют значительные земельные площади или есть нетронутые заброшенные и требующие реконструкции промзоны.

Горожане будущего будут жить в "домах ножках"?

На вызовы времени студенты Москвы, Самары, Уфы, Тюмени отвечают приблизительно одинаково: они за чистоту и простоту линий, за минимализм в архитектуре, за экологичность и экономию как материалов, так и пространства. Дома будущего превращаются либо в спиралевидные высотки с лестницами-пандусами, либо уменьшаются до размеров однокомнатных "избушек" передвижного типа, выполненных из дерева снаружи и внутри. Много ли места на земле нужно человеку? Вопрос этот когда-то ставил перед русской общественностью сам Лев Толстой. Похоже, что современный городской житель не против "опрощения" и минимализации своих потребностей. Нам сегодня не хватает солнца, воздуха и хорошего вида из окна.

Вот почему в рамках "Арх Москвы"-2009 лучшим проектом, стартовавшим еще в прошлом году, был назван "Домавтоном" Алексея Афоничкина из Москвы. Конкурс проводило бюро самого Нормана Фостера. Самый модный архитектор современности предложил своим молодым коллегам из разных стран создать уникальное здание "квартиры-дачи", где бы мог жить загруженный до предела бытом и работой наш с вами современник. Предложенный молодым российским архитектором вариант полностью отвечал поставленной задаче: город отступал на задний план, "квартира-дача" предельно вписывалась в существующий природный ландшафт, ничем не нарушая его. О подобном решении городского пространства на выставке "Арх Москва" рассказывали инсталляции и необычные объекты датского павильона.

Датчане в архитектурном планировании пытаются доказать, что они давно впереди планеты всей. Органично используют старые здания, вписывая в них современные объекты, учитывают все: окружение, среду обитания, возможность быстрого достижения нужного офиса, торгового центра или собственной квартиры. Датчане помнят о транспортных перегрузках больших городов и пересаживают своих соотечественников на велосипеды, уменьшая количество запутанных в немыслимые петли путепроводов, мостов и крупных магистралей мегаполиса. Сегодня в больших и малых городах живут три миллиарда человек, почти половина населения Земли. Всего в мире в ходу 1,6 миллиарда велосипедов. В Копенгагене, выбирая вид транспорта, отдают им предпочтение. И делают это не зря! Ежедневно велопробег по городу, который идеально приспособлен (специальные светофоры и безопасные дорожки), осуществляют и взрослые, и дети, крупные чиновники, бизнесмены и даже знаменитости. В датском павильоне на "Арх Москве" были представлены модели велосипедов прошлого, дня сегодняшнего и будущего. Трехколесные, отороченные мехом, изящные, литые, мужские, дамские, велосипеды с коляской впереди для маленьких пассажиров, с элегантными спицами и совершенно без спиц, с цветными дисками, мини и макси, с высоким рулем и спортивным низким... Датские дизайнеры додумались даже до велосипеда-ракеты из желтого пластика, со съемной крышей над водителем. Об экологичности городов и удобстве передвижения по ним там думают лучшие дизайнерские умы.

Но не стоит забывать: территория Дании небольшая, почти полностью плоская, культура использования велотранспорта существует давно, да и погода не такая, как у нас в России. И все же... Приятно заглянуть в будущее, предложенное датскими архитекторами. Базовая инсталляция датчан "Мгновения архитектуры" из сборных и подвижных деревянных ящиков, в которых развозят фрукты, лишний раз доказывает: жить нужно в мире простых и приятных на ощупь вещей, уметь использовать подручные средства и ничего не выбрасывать, давать отслужившим предметам и материалам вторую жизнь, а от обилия ненужных мелочей и прочих излишеств цивилизации необходимо просто отказаться.

Конечно, на "Арх Москве" были представлены и мэтры нашей архитектуры - отдельный стенд-павильон занимали работы Сергея Скуратова - победителя выставки прошлого года. Были интересные проекты молодых провинциальных зодчих, стремящихся концептуально завернуть спираль будущего. И все же... Впечатления устойчивости, детальной продуманности, нацеленности прежде всего на человека в работах отечественных архитекторов почти не ощущается. Большие масштабы, планы, возможности - Россия огромна, есть где развернуться... Что нам стоит дом построить? Может быть, именно на этой выставке, после мастер-классов зарубежных коллег, обменявшись опытом и идеями, и к наши зодчим придет желание осторожно относиться к прошлому, не подвергая его тотальному переделу, семь раз подумать, прежде чем рубануть с плеча. Может быть, зеленый скверик или даже одиноко стоящее дерево важнее асфальтовой парковки или очередного подземного перехода? Может быть, и в Москве в недалеком будущем появятся велосипедные дорожки со своими специальными знаками и правилами движения?

А пока мы прорываемся сквозь потоки машин, удивляемся бесстрашию одиноких велосипедистов, откровенно напоминающих бабочек-однодневок - так они рискуют на городских трассах! Бежим, преодолевая препятствия, безумствуем в очередях и пробках, задыхаемся и, обгоняя время, забываем самих себя.

ДОСЬЕ

"Арх Москва" в этом году имеет смысловую и знаковую добавку "Next". А это значит, что разговор пойдет о новых подходах, о смелых решениях, о никому не известных авторах.

В программе "Арх Москвы" два профессиональных конкурса "Новые имена" и "Премия Авангард". На главный смотр юных архитекторов было прислано в общей сложности 348 работ из 27 городов России.

Куратор проекта "Next", главный редактор журнала "Проект Россия" Барт Голдхоорн, отобрал 24 работы молодых отечественных архитекторов для участия в конкурсе "Новые имена". Фонд "Русский Авангард" учредил свою награду для самых интересных и смелых проектов. Авторы-победители смогут рассчитывать на денежное вознаграждение (призовой фонд "Премии Авангард" 30 тысяч долларов США), а также на участие в Международной архитектурной биеннале "Роттердам"-2009 и персональную экспозицию "Дебют года" в рамках Второй Московской биеннале архитектуры в 2010 году. Помимо серьезных, профессиональных работ, рассматривались и награждались памятными дипломами конкурсные проекты выпускников архитектурных вузов России. В этом году устроителям выставки показалось полезным поговорить об отечественном и мировом архитектурном образовании как процессе, закладывающем основы будущей архитектуры, где нет и больше уже никогда не будет места для экстенсивной практики планирования и строительства, где пространство и время начнут не убивать и угнетать, а уменьшаться до размеров человека, становясь комфортными и уютными, одним словом, "здоровыми" во всех отношениях.

Также в рубрике:

ПРОБЛЕМА

ПРОЕКТЫ

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

ОБРАЗОВАНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;