Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7690) 16-22 июля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Первая полоса

Театр начинается с подвала

Мэр критикует строителей Большого, эксперты - методы мэра

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Мария ТОКМАШЕВА
Фото ИТАР-ТАСС


Мэр Москвы Юрий Лужков, три года назад вышедший из Попечительского совета Большого театра из-за несогласия с проектом реконструкции здания, теперь возвращается на центральную столичную "стройку". Такое поручение было дано Президентом России Дмитрием Медведевым в конце июня.

Во время первого после долгого перерыва приезда на стройплощадку, которую мэр будет отныне посещать каждую неделю, Юрий Михайлович напомнил всем о грубых нарушениях в работах и о том, что Москва со своей стороны как могла пыталась эти нарушения предотвратить: "Мы не согласовывали проектные документации, считая их ошибочными".

Впрочем, не только столичные чиновники, но и многие независимые специалисты изначально были против масштабного проекта реконструкции здания ГАБТа. Огромный котлован (иначе подземное пространство нового Большого театра и не назовешь) под старинным зданием, на центральной столичной площади, сложной, кроме всего прочего, и по гидравлическим показателям, действительно внушал (и продолжает внушать) опасение. К тому же и информация по работам на объекте крайне скудна: о ходе реконструкции Большого граждане узнают только в случае очередной громкой смены главного архитектора или субподрядчика.

Так, в прошлом году с поста главного архитектора проекта был снят Никита Шангин. Под его руководством в здании театра велись подготовительные работы - главным образом, укреплялся фундамент. Но за все эти годы фундамент так и не укрепили. Господин Шангин после отстранения от должности заявил, что за его спиной "строители обращались с проектом, как хотели". А если смотреть на стройплощадку годовой давности, кажется, что строители хотели только одного - вырыть яму поглубже. Новая команда, принявшая стройработы, тоже не уставала повторять, что по сути ничего не сделано, только опасений за сохранность здания Большого стало больше.

Правда, на экскурсии, организованной для журналистов в конце нынешней весны, председатель совета директоров "СУИхолдинг" (генподрядчик проекта) Азарий Лапидус сообщил, что и гидравлика под контролем ("Никаких трещин уже нет. Все разрушения полностью восстановлены"), и работы по укреплению фундамента почти завершены. А к концу лета, по его словам, закончится возведение несущих конструкций подземной части театра, после чего здание полностью окажется на постоянных конструкциях. В общем, угрозы обрушения главного национального театра нет. И этот, к счастью, утешительный вывод - по сути единственный за прошедшие четыре года работ.

Существующий проект реконструкции здания ГАБТа Юрий Лужков во время своего второго приезда на стройплощадку назвал "абсолютным абсурдом и преступлением перед Большим театром и перед теми, кто туда будет приходить". Главная претензия у столичных властей к лестничным пролетам, которые не проработаны должным образом: не продумано движение встречных потоков, непонятно, как по огромной подземной части театра будут передвигаться люди с ограниченными физическими возможностями, где будут расположены эскалаторы и лифты. Эти мелкие на первый взгляд детали проектировщики во внимание приняли, хотя, если учесть 24-метровую глубину нового Большого, - эти вопросы можно считать основополагающими. Все-таки театр создается в первую очередь для публики. И обеспечить зрителям комфорт и удобство не только при просмотре спектакля, но и при передвижении по театральным площадкам - дело первой необходимости.

Впрочем, как утверждает нынешний руководитель ФГУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" Яков Саркисов, работы, ведущиеся сейчас на объекте, значительно отличаются от тех, что были утверждены в 2005-м. Несколько переработаны сам проект и объем его финансирования. Поэтому для экспертизы и согласования в различных ведомствах сейчас готовится новый пакет документов. "Я буду докладывать президенту тот вариант, который меняет конфигурацию передней части подземной конструкции театра", - в свою очередь заявляет мэр Москвы.

Видимо, пожелания столичного градоначальника и федеральных органов в самые ближайшие сроки удастся объединить в актуальный план реконструкции и реставрации Большого театра. Так или иначе, дата открытия театра не изменяется - 2 октября 2011 года. И для Юрия Михайловича эта дата является основополагающей при принятии всех решений, касающихся работ на объекте.

"Сроки меня тревожат. Я сегодня предупреждаю, что, если в течение недели генеральный подрядчик не удвоит свое участие, мы от него откажемся", - заявил на прошедшем в эту субботу совещании в Доме Хомяковых мэр. Он обосновал эту позицию тем, что Москва всегда выполняла обещания, даваемые руководителям страны, но организация работ на данном объекте такова, что без жестких мер вряд ли можно будет надеяться на своевременный ввод театра в эксплуатацию.

После возвращения г-на Лужкова на стройплощадку в сроках не сомневается ни один эксперт. Так, депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов считает, что "имея опыт реконструкции Манежа и Царицына, элитная часть московского стройкомплекса вполне может успеть к намеченному сроку". Не сомневается в этом и член президиума Экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко: "Директивные сроки будут соблюдены - это точно!" И тоже ссылается на Царицыно, правда, в несколько ином аспекте. "Большой театр ждет судьба Царицына, которое превратили в китч и балаган, не имеющий к культуре никакого отношения! Лужков будет лично приезжать на площадку Большого театра и давать ценные указания, поэтому с Большим театром как с памятником культуры можно попрощаться", - заявляет г-н Клименко. Другой эксперт - директор Государственного музея архитектуры имени Щусева Давид Саркисян - напомнил о реконструкции-реставрации Гостиного Двора и Манежа. Последний, созданный в 1817 году "идеальным инженером" Бетанкуром, был зданием уникальным, выстроенным без единой колонны. Но московские строители решили исправить чудо инженерной мысли XIX века и переделали систему балок. Уникальность здания была утрачена, а результатом строительных ошибок стала "огромная дыра в потолке". "Вот пример безграмотного отношения к искусству, - с сожалением говорит Давид Саркисян. - Единственный утешающий момент в работах по реконструкции и реставрации Большого театра - это то, что непосредственно реставрацию будет проводить очень приличная, известная в экспертных сообществах фирма. А все остальное вызывает большой вопрос".

ХРОНИКА РЕСТАВРАЦИИ

2000 год. Подписан Указ Президента РФ "О реконструкции и реставрации Большого театра России". Потом в течение пяти лет чиновники не раз заявляли о начале работ - в точности, как сейчас, каждый год заявляют о дате их окончания.

2005 год. После того, как в Большом побывал президент страны Владимир Путин и услышал от главы Роскультуры Михаила Швыдкого сумму в 25 миллиардов рублей, реконструкция Большого театра (а позже и Мариинки) стала на одну ступень с приоритетными национальными проектами. Пока экономические ведомства сопротивлялись большим финансовым вложениям в проект, ведомства культурные тщательно его лоббировали: дальше сдвигать сроки было уже опасно - износ фундамента здания составлял 70 процентов. К этому добавлялась еще и нехватка сценических и репетиционных помещений. Усложнялось все неудобным расположением здания. Расширить Большой было нельзя, пришлось его углублять. Аргументы о том, что все здание может просто провалиться, не действовали ни на одного чиновника. В итоге именно такой "глубинный" проект и был принят. Кроме всего прочего, он предполагал и удаление портика Бове, оставшегося от старого здания театра. И в этот момент против проекта реконструкции выступили уже архитекторы. Тем не менее летом 2005-го ремонтные работы начались.

2006 год. Выяснилось, что здание находилось не в предаварийном, а в аварийном состоянии: все несущие стены Большого театра пронизывали пятнадцать силовых трещин. Тогда стало понятно, что в 2008-м театр не откроется уже точно. Позже сроки стали сдвигаться с завидной периодичностью: обнаруживались все новые и новые проблемы при углублении театра.

2008 год. Вместо ЗАО "Курортпроект" и лично архитектора Никиты Шангина главным по Большому стал Яков Саркисов, который занимался, в частности, проектом Новой сцены Большого. Эта команда должна завершить реконструкцию и реставрацию Большого театра к осени 2011 года.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

СМОТРИТЕ, КТО УШЕЛ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;