Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7691) 23-29 июля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Первая полоса

АЛЕКСАНДР КИБОВСКИЙ: Охраной памятников по всей стране занимаются 22 человека

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Мария ТОКМАШЕВА


А.Кибовский

Недавно спецрейсом из Сеула в Москву были доставлены исторические реликвии, связанные с подвигом крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" во время Русско-японской войны. Это - гюйс (носовой флаг) крейсера "Варяг", Андреевский флаг со шлюпки канонерской лодки "Кореец", российский торговый флаг с почтового парохода "Сунгари", гильзы, снаряды, винтовки, такелажный блок и вспомогательный якорь, а также альбом с японскими акварелями и фотографиями с изображением кораблей в бухте Чемульпо во время боя в 1904 году. Вскоре все эти реликвии можно будет увидеть в Государственном Эрмитаже, а затем и в других российских музеях. О сложностях перевоза ценностей и о дальнейшей их судьбе мы беседуем с руководителем Росохранкультуры Александром КИБОВСКИМ.

- Все знают о легендарном бое крейсера "Варяг" и лодки "Кореец", который произошел 27 января 1904 года на рейде корейского порта Чемульпо (сегодня город Инчхон). Эти события описаны в массе документов, воспоминаний, воспеты в песнях, а подвиг моряков крейсера "Варяг" и "Корейца" стал своеобразным символом силы народного духа не только в России, но и за рубежом. В финале этой трагедии лодка "Кореец" была взорвана своим экипажем. Хотели взорвать и "Варяг", но командиры иностранных судов, которые стояли на рейде Инчхона, воспротивились, ведь взрыв крейсера мог повредить суда и нанести ущерб городу. Поэтому командир "Варяга" Руднев затопил свой корабль. Суда ушли под воду, не спустив боевых флагов, как это предписано морским уставом Петра Великого. Никто не мог предположить, что какие-то реликвии с этого крейсера уцелеют. Но выяснилось, что корейские рыбаки, обследовав места затопления крейсера и гибели "Корейца", выловили из воды несколько предметов, в том числе носовой флаг крейсера "Варяг" и один из шлюпочных флагов лодки "Кореец". Также они нашли флаг русского парохода "Сунгари", который был заблокирован в Чемульпо и разделил судьбу "Варяга" и "Корейца". Команда вывела пароход на глубину и, испортив котлы, затопила его, чтобы он не достался врагу. Рыбаки также извлекли со дна несколько предметов: оружие, якоря, снаряды, гильзы. Эти вещи, естественно, были отобраны у рыбаков японскими властями. Но в силу того, что и "Варяг", и "Кореец", и "Сунгари" погибли, не спустив флаги, японцы не смогли засчитать их как свои боевые трофеи. И оставили найденные предметы в Чемульпо. В России ничего не знали о судьбе флагов, считая их утраченными навсегда. Около семи лет назад выяснилось, что реликвии сохранились, и тогда же были начаты переговоры об их показе в России. Переговоры шли очень тяжело, но завершились успехом. Был подписан предварительный протокол о том, что корейская сторона позволяет осуществить нам вывоз этих предметов для проведения длительных выставочных мероприятий. Их условие было следующее: первой выставка должна пройти в Государственном Эрмитаже - в Георгиевском зале, том самом, где чествовали офицеров и матросов "Варяга" и "Корейца", когда они вернулись в страну.

- Где, кроме Эрмитажа, можно будет увидеть эти реликвии ?

- На открытие первой выставки - 25 июля запланирован прилет корейской делегации, а 26 июля предполагается участие реликвий в параде Балтийского флота, который будет проходить в рамках празднования Дня Военно-морского флота. Во второй декаде августа выставка переедет в Москву - в Центральный музей Вооруженных сил. Далее запланирован еще целый ряд выставочных мероприятий по стране - в первую очередь в городах, связанных с историей Военно-морского флота, особенно тех, где базируются наши корабли. Мы рассчитываем, что завершатся торжества во Владивостоке, где флаг встретит флагман Тихоокеанского флота - ракетный крейсер "Варяг", наследник легендарного крейсера. Все эти торжественные мероприятия закончатся в следующем году и будут совпадать с торжествами по случаю 20-летия установления дипломатических отношений между Россией и Южной Кореей.

Согласно условиям договора, после выставок все реликвии должны вернуться обратно в Метрополитен-музей Инчхона в ценности и сохранности. Это не лишает нас права вести дальнейшие переговоры. Но сначала нам хотелось бы реализовать этот проект по всей стране, а уже дальше обсуждать возможность постоянной экспозиции этих реликвий в России. Для Инчхонского музея и для Кореи - это очень значимые вещи. Ведь там рассматривают подвиг "Варяга" и "Корейца" и вообще русско-японскую войну в том числе и как битву за независимость Кореи. Поэтому к этим экспонатам они относятся очень трепетно и уважительно. И мы принимаем корейскую делегацию в том числе с целью показать нашим коллегам, насколько и для нас эти реликвии значимы и ценны.

- Александр Владимирович, недавно было издано распоряжение правительства, где определен список объектов культурного наследия, за которые отвечает конкретно ваша служба. Поясните, исходя из каких факторов этот список составлялся .

- В этот список попали российские объекты ЮНЕСКО, имеющие точный пообъектный состав. К сожалению, только их охрана пока в наших силах. Сегодня мы уже не имеем права заниматься просто декларациями, как это было раньше, а должны действительно охранять объекты. Естественно, надо сначала решить вопрос о ресурсе этой охраны, а уже потом расширять данный перечень. Будет у нас столько людей, сколько нужно, нет вопросов, возьмем на себя большее количество памятников, хоть все. Но пока у нас самая маленькая служба в России: охраной памятников по всей стране занимается лишь одно Управление численностью 22 человека. Удивляться этому не стоит. В свое время идеология административного реформирования была такая: всем должны заниматься региональные органы, а мы только должны за ними следить. Да, в некоторых регионах у нас есть мощные органы охраны памятников (Москва - 318 человек, Петербург - 180), и там эта работа ведется. Но половина регионов нашей страны переданные полномочия вообще не приняла, а в большинстве - специальных органов охраны памятников не существует. Все либо вмонтировано в региональные департаменты культуры либо, что еще удивительнее, в строительный сектор, который является нашим главным оппонентом. Сегодня, когда идет оптимизация региональных органов власти, первыми под сокращение и слияние попали именно органы охраны памятников. Даже там, где их создали в свое время, постепенно идет процесс их поглощения. Хотя очевидно, что ожидать от отдела внутри культурного ведомства, итак загруженного своими текущими делами, жесткой наступательной и карательной политики, когда мы прекрасно знаем, что за каждым амбициозным строительным проектом стоят серьезные силы, - довольно проблематично. Так что, на мой взгляд, пока делегирование полномочий в регионы себя, за редким исключением, не оправдало.

- Подзаконные акты к 73-му ФЗ, которыми занимается ваша служба, могут как-то исправить ситуацию ?

- В ходе большой работы за прошедшие полгода мы приняли положение о Едином государственном реестре памятников истории и культуры, которое зарегистрировано в Министерстве юстиции, новую форму паспорта объекта культурного наследия, которая также зарегистрирована Минюстом. Положение о порядке выдачи открытых листов на археологические полевые работы - тоже Минюстом зарегистрировано.

Настоящим прорывом можно считать принятое 15 июля постановление Правительства РФ, утвердившее подготовленное службой Положение о государственной историко-культурной экспертизе. Это ключевой документ, который определяет, кто и какую экспертизу организует, как должна проводиться экспертами работа, каковы их процессуальные действия, чтобы мнение эксперта - а оно по закону о памятниках в большинстве случаев является определяющим - наконец стало легитимным. В старых документах характер экспертизы никак не раскрывался, и пока в этом вопросе творится сплошная импровизация. Но теперь есть четкие правила работы. Так что за прошедшие полгода тему с нормативным регулированием мы закрыли. Но за этим открывается не меньшая юридическая пропасть. Так получилось, что объекты культурного наследия оказались брошены в современную градостроительную ситуацию без надлежащей юридической подготовки. Во-первых, у большинства объектов нет определенных границ территории и режимов ее содержания. Во-вторых, отсутствует оформленный надлежаще предмет охраны.

Сегодня мы ориентируемся на те паспорта, которые были выписаны в

70 - 80-х годах. Но они не являются правовым актом. Между тем, если предмет охраны имеет юридические последствия, то он должен быть утвержден уполномоченным органом власти, а не неким искусствоведом двадцать лет назад. Только когда мы будем иметь полный пакет документов по всем нашим объектам - а их более 80 тысяч - только тогда мы сможем их сохранить от поползновений алчных инвесторов. До этого времени наша работа будет во многом напоминать пожарную команду, фиксирующую локальные катастрофы. Лишь наращиванием нормативной базы мы сможем перейти от скорбной фиксации утрат к полноценной профилактике. Именно в связи с этим передачу памятников истории и культуры в частную собственность я пока считаю весьма спорным и преждевременным делом. К тому же, если мы говорим, что надо осуществлять контроль за действиями собственника, то каков механизм наказания за правонарушения? Штрафы, предусмотренные административным кодексом, для застройщика смехотворны. 243-я статья уголовного кодекса не работает. Я не знаю ни одного случая, когда органы внутренних дел ее хотя бы возбудили и довели по ней дело до конца. Но самое главное, что в законе есть странная коллизия. Изъять памятник у недобросовестного собственника можно только по суду с выплатой компенсации. Фактически получается, что собственник ничем особо не рискует. Кроме того, компенсация ему должна быть выплачена из бюджета. Но вы ведь прекрасно понимаете, что запланировать такие средства в бюджетах, особенно сегодня, практически нереально. Поэтому механизм отчуждения почти не работает. Это сложная, длинная, скандальная и, главное, проблемная для реализации на практике органами охраны памятников процедура. В общем, как в пословице - гладко было на бумаге, да забыли про овраги. И такие овраги у нас в законодательстве превращаются в настоящие рвы. Только рвы эти не защищают, как в старину, памятники, а наоборот, приводят к их искажению и гибели.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

ЧЕХОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

  • Поговорили с ней
    Театр танца из Вупперталя впервые приехал в Москву без Пины Бауш
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;