Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 9-10 (7723) 18-24 марта 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Ситуация

Старинный спор славян между собой

Законопроект о передаче памятников культуры религиозным организациям вызывает жаркие споры

ПРОБЛЕМА

Мария ТОКМАШЕВА
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


Древние иконы дожили до наших дней исключительно стараниями светских реставраторов и музейных работников

Дискуссии по поводу передачи общенародных памятников культуры религиозным организациям разделили образованную часть общества на два лагеря. При этом сторонники радикального возврата всех предметов культа на алтари действующих храмов, похоже, не задумываются ни о законности подобных шагов, ни о трагических последствиях для судеб шедевров российской культуры при скоропалительном принятии решений.

Научные сотрудники ведущих российских музеев написали обращение Дмитрию Медведеву с призывом "открыто высказаться против необдуманной и сомнительной законодательной инициативы, способной нанести непоправимый ущерб культурному наследию России". Ответной реакции пока не последовало. Законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" продолжает обсуждать лишь экспертное сообщество: ни лидеры правящей партии, ни представители оппозиции по нему не высказывались. Глава государства также не комментирует грядущую реформу. Сам законопроект пока не внесен в Государственную думу, и, как считают скептики, обсуждение реформы начинать пока рано. Но после передачи РПЦ Новодевичьего монастыря и громких заявлений премьер-министра Путина вполне верится, что готовящийся в МЭРТ законопроект будет в скором времени внесен в парламент. Где уж точно в кратчайшие сроки будет принят во всех чтениях и подписан в конце концов президентом. Поэтому обеспокоенность музейных работников понять можно.

Ускоренная передача

9-я статья действующих Основ законодательства РФ о культуре звучит так: "Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений". Собственно, на нее обратить внимание президента и призывала общественность. А затем деятели культуры (уже не только научные сотрудники, но и гендиректора почти всех крупных музеев страны, библиотек и архивов, реставраторы, архитекторы) отправили письмо Патриарху Кириллу.

"Передача Русской православной церкви многочисленных храмов и монастырей, многие из которых по-прежнему находятся в запустении, вызывает безусловную поддержку у любого культурного человека. Однако новый закон предполагает также передачу религиозным организациям памятников истории и культуры, признанных общенациональным и мировым достоянием", - эта краткая выдержка из письма поднимает основную проблему передачи имущества религиозным организациям.

Из письма выходит, что речь идет вовсе не о противостоянии светской и духовной элиты, интеллигенции и священнослужителей. По сути, говорится лишь об одном, вполне обоснованном опасении российского общества: опасении за судьбу исторического, архитектурного, культурного наследия страны - движимых и недвижимых памятников, на протяжении долгих лет сохраняемых и защищаемых музейными работниками.

Заметим, что хотя проект закона касается всех религиозных организаций, а не исключительно Русской православной церкви, основными спикерами по данному вопросу остаются высшие иерархи именно РПЦ.

Патриарх ответ дал, пусть и не в эпистолярном жанре: 5 марта был создан Совет по культуре, который возглавил наместник Сретенского монастыря в Москве архимандрит Тихон (Шевкунов). Одна из целей Совета - как раз взаимодействие с учреждениями культуры, в первую очередь с музеями.

До создания специального совета вопросы эти комментировал председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, который не раз высказывал мнение о том, что вокруг законопроекта искусственно нагнетается ажиотаж: "Нынешний законопроект не предусматривает реституции; статус предметов Музейного фонда будет продолжать регулироваться законодательством о музеях. Речь идет исключительно об имуществе религиозного назначения, причем на 90 процентов это касается зданий и сооружений, которые сейчас находятся в собственности государства, но уже используются религиозными объединениями".

Поделить неделимое ?

Действительно, уже в первой статье законопроекта сказано, что особенности безвозмездной передачи государственного или муниципального имущества религиозного назначения, являющегося предметами и коллекциями из государственного музейного, архивного или национального библиотечного фондов, регулируются соответствующим законом.

Следовательно, процедура передачи икон, церковной утвари из тех же музеев будет довольно сложной. Если, конечно, полностью не будет перелопачен тот же закон о Музейном фонде РФ. Согласно которому, музейная коллекция является неделимой. А отчуждение музейных предметов и коллекций из Музейного фонда возможно только в случае утраты, разрушения либо обмена на другие музейные предметы и музейные коллекции. Правда, в Музейном фонде есть и негосударственная часть - и здесь форма собственности может быть любой.

Проект же закона четко делит потенциально передаваемое имущество на недвижимое и движимое. К первой категории относятся здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия, "монастырские, храмовые и иные культовые комплексы, построенные для осуществления и (или) обеспечения следующих видов деятельности религиозных организаций: богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний; обучения религии, профессионального религиозного образования; монашеской жизнедеятельности; религиозного почитания (паломничества), включая здания для временного проживания паломников; помещения, предназначенные при строительстве зданий, строений, сооружений, в которых они расположены, для совершения и обеспечения данных видов деятельности религиозных организаций".

Во вторую, "движимую" категорию должны войти: "предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей". Выходит, опасения музейщиков вполне обоснованы: под передачу попадают значительная доля Музейного фонда и памятники истории и культуры, в том числе и федерального значения.

Кстати, вместе с памятниками (как и с объектами религиозного назначения, не имеющими охранного статуса) религиозным организациям безвозмездно будут переданы земельные участки и связанные с этим объектом другие здания. Эта практика действует уже сейчас.

Кого попросят выйти вон ?

Из недавних историй - ситуация с передачей РПЦ Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, начавшаяся летом 2006-го. Одним из передаваемых РПЦ помещений оказался жилой дом, многие жители которого проживали там на основе договора социального найма и в момент передачи не приватизировали свое жилье. Удивительно, но о том, что у здания появился новый собственник, жители узнали только в 2007-м. Естественно, все опасались за свое жилье: Церковь могла ограничить срок действия договора в любой момент. Срок обязательного в таком случае отселения был определен в пять лет. И зависел он от бюджетного финансирования - федерального и областного. С учетом экономической ситуации в стране процесс отселения мирских жителей из религиозных домов пока не завершен.

И вопрос обеспечения жилым фондом, как утверждают эксперты, стоит не менее остро, чем предоставление равноценных помещений тем же учреждениям культуры (как, впрочем, и ГУП и ГУ других сфер). Хотя в проекте закона четко указана последовательность полной передачи имущества в собственность (или в безвозмездное пользование) религиозным организациям. Сначала организация подает письменную заявку с обоснованием "религиозного назначения" данного объекта в уполномоченный орган (это, по всей видимости, будет либо Росимущество, либо специально созданное именно для этого ведомство). Причем копия такого заявления сразу же отправляется в то государственное учреждение, которое занимает помещение. Заявка рассматривается в двухнедельный срок. А решение не может приниматься больше трех месяцев (если здание не свободно, то не больше шести). Сама передача, согласно законопроекту, также должна закончиться в трехмесячный срок, "а при необходимости перемещения... учреждений ...срок передачи религиозным организациям соответствующего имущества может быть продлен до 6 лет".

Гарантированный законопроектом шестилетний срок передачи имущества, как считают эксперты, одна из немногих защищающих интересы государственных учреждений (которые сейчас занимают храмы, монастыри и проч.) норм. Вот, правда, срок передачи устанавливается по письменному согласованию только с религиозной организацией, мнения госучреждения, находящегося в здании, спрашивать никто не обязан.

Не хочешь - не бери

Робкие попытки некоторых чиновников от культуры внести поправки в данный законопроект, по словам участников недавнего обсуждения в МЭРТ, учтены не были. Меж тем эти поправки, по мнению большинства экспертов, существенно бы ослабили накал страстей между интеллигенцией и священнослужителями. Основной смысл предлагаемых изменений заключается как раз в защите памятников истории и культуры.

Так, чиновники от культуры предлагают создать специальный перечень объектов культурного наследия религиозного назначения, не подлежащих отчуждению из государственной или муниципальной собственности. Перечень утверждается Правительством РФ.

Но это предложение пока не находит поддержки ни в МЭРТ, ни уж тем более в религиозных организациях. Кстати, непринятые поправки предполагали, что объекты культурного наследия федерального значения могут передаваться только централизованной религиозной организации, а не отдельным приходам. Но и эта норма не нашла понимания.

Без внимания разработчиков законопроекта осталось и предложение ввести в законопроект отдельную статью, посвященную особенностям передачи в безвозмездное пользование и собственность религиозным организациям объектов культурного наследия. В статье этой, в частности, прописывалась необходимость заключения с религиозными организациями охранных обязательств - обременений по содержанию, сохранению и использованию памятников и еще раз подчеркивалось, что "действие всех норм законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в полной мере распространяется на религиозные организации, получившие в собственность или безвозмездное пользование объекты культурного наследия".

Конечно, можно предположить, что данную норму не стоит прописывать в законопроекте - она и так, по сути, дублирует уже действующие законы - тот же 73-й ФЗ, например. Но предложенная формулировка лишь ярко иллюстрирует позицию культурных ведомств: чиновники не уверены, что религиозные организации с должным уровнем ответственности отнесутся к культурному наследию.

Эти опасения, к сожалению, подтверждают высказывания представителей РПЦ. Так, на недавнем заседании думского Комитета по культуре при обсуждении поправок к 73-му ФЗ удивил юрисконсульт Московской патриархии Александр Бобков: "Данный законопроект вынудит религиозные организации, уже получившие соответствующие объекты в собственность, отказаться от права собственности на них. Предусмотренное законодательством финансовое бремя совершенно непосильно для религиозных организаций Русской православной церкви".

Московскую патриархию, в частности, не устраивает, что собственник должен заключать те самые охранные обязательства, "осуществлять расходы по содержанию объекта культурного наследия". "Кроме того, законопроект вводит понятие "земельные участки объекта культурного наследия", к которым отнесены земельные участки, непосредственно занятые зданиями, строениями, сооружениями, относящимися к объекту культурного назначения, а также земельные участки исторически и функционально связанные с данным объектом. В границах таких земельных участков запрещается строительство, капитальный ремонт и реконструкция объектов капитального строительства", - отмечает еще одну не одобренную РПЦ норму Александр Бобков.

Однако почти все эти нормы действуют и сейчас. А вот чего в нынешнем законодательстве нет, так это описаний режимов доступа к объектам культурного наследия. В разработанных Комитетом Государственной думы по культуре поправках к 73-му ФЗ прописано несколько видов доступа. И по идее вид доступа на конкретный объект (понятно, что в случае федеральной значимости памятника, он должен быть доступен любому гражданину) прописывается в уставе религиозной организации. "В результате потребуется внести в уставы практически всех религиозных организаций дополнительные положения, устанавливающие требования к внешнему виду и поведению лиц. Внесение данных требований повлечет массовую перерегистрацию уставов религиозных организаций, что для нас также не целесообразно", - возражает г-н Бобков.

Конечно, как гласит народная мудрость: "Не хочешь - не бери". Законопроект вроде бы не обязывает религиозные организации забрать из государственной и муниципальной собственности все имущество религиозного назначения. Он лишь регламентирует порядок передачи такого имущества, которая и так идет. Другое дело, что сейчас подобные ситуации оговариваются в каждом конкретном случае, а с принятием закона, судя по выступлениям той же РПЦ, процесс получится масштабным.

Говорят, что обсуждение реформы в Минэкономразвития проходит чуть ли не каждую неделю. И на каждой встрече в законопроект вносятся новые поправки. Как правило, с учетом пожеланий священнослужителей. Так, одна из последних поправок заменила слово "перечень" объектов, которые будут передаваться религиозным организациям (перечень этот готовит Правительство РФ) на словосочетание "план передачи". Изменение, казалось бы, не существенное, но опять же приводящее к увеличению масштабов грядущей реформы.

Чиновники Министерства культуры и Росохранкультуры не являются сторонниками форсирования событий и предлагают отложить введение закона в действие до 2012 года. Передаваемый в этом году Новодевичий монастырь как раз на собственном примере покажет все "плюсы" и "минусы" реформы. Чиновники из МЭРТ определяют дату вступления закона в силу уже 1 января 2011 года.

Также в рубрике:

ПРОБЛЕМА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;