Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 19 (7732) 27 мая- 2 июня 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Ситуация

ИРИНА КОРОБЬИНА: МУАР станет центром международной архитектурной жизни

ПЕРСОНА

Мария ТОКМАШЕВА


И.Коробьина

О планах развития Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева, перспективах появления в нем постоянной экспозиции и будущем использовании уникального музейного пространства мы беседуем с директором МУАРа Ириной КОРОБЬИНОЙ.

- Ирина, прошло чуть больше месяца после вашего назначения на должность директора Музея архитектуры. Насколько сложно после Центра современной архитектуры осваиваться в знаменитом МУАРе? Ц:СА - это, скорее, образовательная площадка, и лекции зарубежных архитекторов, проходящие почти каждую неделю, - яркое тому подтверждение. Музей архитектуры - это все-таки больше история, уникальный архив, собрание архдостижений .

- Ситуация в музее действительно непростая. Это огромное и отнюдь не идеальное хозяйство. Главная проблема - условия хранения музейных ценностей. Они - недопустимы! Во многом это следствие ликвидации филиала нашего музея в Донском монастыре, переданного Патриархии, откуда экспонаты (а это скульптура, барельефы, надгробия, ДПИ, церковные купола и пр.) в срочном порядке были перевезены на Воздвиженку. Когда отбирали Донской, столичные власти обещали компенсировать музею изъятые площади, чего до сих пор не случилось. Сейчас, когда Министерство культуры РФ заявило о намерении проведения реконструкции и реновации музейного комплекса, пришло время вспомнить об обещанном.

Наши наработки и весь опыт деятельности Ц:СА оказались крайне полезными и органично вошли в жизнь Музея архитектуры. Верю, что объединение обоих ресурсов даст новое качество, которое, собственно, и отличает современные музеи. Уже сейчас мы активизировали проведение в музее лекций, дискуссий, международных профессиональных событий, привлекающих молодое поколение.

- Конечно, главный вопрос, касающийся развития музея: появится ли в МУАРе постоянная экспозиция ?

- Да, это одна из главных задач, стоящих перед музеем. Очевидно, что главное здание усадьбы Талызиных, федеральный памятник архитектуры, - идеальное место для размещения постоянной экспозиции. Поскольку принято решение о его научной реставрации, затевать что-то до ее окончания - бессмысленно. Однако есть риск, что процесс, как это водится, может затянуться на годы. Поэтому мы приняли решение показать в открытом для доступа хранении модель Большого Кремлевского дворца Василия Баженова, которая в свое время на меня произвела впечатление восьмого чуда света. Я бы очень хотела представить ее целиком, включая руинированные части, которые постепенно будут "уходить" на реставрацию и возвращаться по мере готовности. Надеюсь, к началу следующего сезона мы это осуществим в одном из прекраснейших пространств Музея архитектуры - бальном зале, где, по легенде, в свое время танцевало немало достойных людей, в том числе и Александр Сергеевич Пушкин.

Концепцию постоянной экспозиции, надеюсь, будут разрабатывать сотрудники музея в содружестве с лучшими российскими, а может быть, и зарубежными кураторами. Однако, чтобы принять единственно верное решение, что и каким образом экспонировать, необходима серьезная научно-исследовательская работа. Верю в опыт и знания сотрудников музея, которые занимаются этими исследованиями всю свою жизнь, и в их способность и готовность к конструктивному сотрудничеству с креативными силами извне. К тому же это очень интересная творческая задача, решать которую - большое счастье для людей, любящих свой предмет. А в музее таких немало.

- Как будет развиваться музейное пространство? Каким вы видите Музей архитектуры: инновационной образовательной площадкой, актуальным дискуссионным местом, хранителем истории архитектуры ?

- Сверхзадача - преобразование музея в центр международной архитектурной жизни, служащий развитию обратных связей между профессией и обществом. Это своего рода инструмент единения самых разных архитектурных сил. Надеюсь, что здесь будет происходить генерирование архитектурной мысли, утверждение культурных ценностей, подразумевающих и защиту историко-архитектурного наследия, и продвижение авангардных идей и тенденций.

В перспективе я вижу в музее постоянную экспозицию, созданную усилиями лучших экспозиционеров с возможностью ротации экспонатов. Будем стремиться к активнейшей выставочной, просветительской и научно-исследовательской деятельности, которая будет включать и профессиональную экспертизу. Музею необходим развитый реставрационный комплекс со всеми музейными службами. В дополнение к нашей уникальной фототеке появится архитектурный видеоархив, медиатека, шикарная библиотека с читальным залом. Думаю о создании музейного издательства и телевизионной студии, а также о магазине архитектурной литературы и дизайна, клубе-ресторане, детском архитектурном центре... А в кабинете директора мне бы хотелось слышать несмолкающие голоса коллег-архитекторов, а также Петера Цумтора, Петера Ноевера, Рема Куулхааса и самых выдающихся архитекторов нашего времени.

- В своих первых интервью в должности директора МУАРа вы говорили о том, что хотели бы видеть кабинет Давида Саркисяна как отдельную часть музейной экспозиции. Изменились ли ваши планы ?

- После ряда дискуссий я склоняюсь к решению о создании мемориального кабинета Давида Саркисяна. Сейчас мы выясняем правовые аспекты по порядку инвентаризации и приема на хранение предметов, из которых он состоит. Непростой вопрос и в том, что отнести к объектам хранения, - в кабинете много старых газет, пакетов и других предметов, не представляющих явной ценности. Где провести границу между явным и неявным, будет решать комиссия, которую возглавляют главный хранитель И.В.Седова и архитектор Ю.Э.Григорян, представитель Осанны, сестры Давида, являющейся прямой наследницей всего, что находится в кабинете.

- Расскажите о планах реконструкции музея .

- Реконструкция начнется не завтра и не послезавтра. Ей предшествует очень серьезный процесс оформления бесчисленных документов, выяснение правовых аспектов, связанных с земельным межеванием и режимами работ на отдельных объектах музейного комплекса, предпроектные исследования, разработка и утверждение концепции, а затем уже проектирование, сопровождаемое бесконечными согласованиями. Поскольку музей отнесен к особо ценным объектам культуры, вмешательство в существующую ситуацию строго регламентировано, и новое строительство, скорее всего, будет проблематично. Однако мы намерены добиваться отвода земли под строительство нового депозитария, отвечающего всем нормам и правилам, который крайне необходим! Параллельно с научной реставрацией главного усадебного дома будем создавать постоянную экспозицию.

Также в рубрике:

НАСЛЕДИЕ

КОНФЛИКТ

ПЕРСОНА

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;