Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7738) 8-14 июля 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27-28
№29-30№31№33
№32№34№35
№36№37№38
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Музыка

В поисках другого пространства

Завершился Второй фестиваль актуальной музыки

Ирина СЕВЕРИНА
Фото автора


Солисты ансамбля "Галерея актуальной музыки" Э.Фил и А.Кравченко исполняют музыкальную дорожку В.Екимовского к фильму "Андалузский пес"

Второй московский международный фестиваль актуальной музыки "Другое пространство" завершился в Московской филармонии. В течение пяти дней в Камерном зале, в фойе КЗЧ (именуемом организаторами "Craft_холлом") и даже на крыше Филармонии (а это - "Roof_холл") проходили концерты в режиме non stop - ежедневно по пять часов музыки без антракта. И все же, несмотря на такой напряженный график, страстные энтузиасты новой и новейшей музыки нашлись, причем в количестве, достаточном для заполнения вышеперечисленных "других пространств".

Камерный зал филармонии уже зарекомендовал себя как экспериментальная площадка; в главном же филармоническом зале проекты фестиваля принципиально не проводились. Организаторы ищут другое пространство бытования современной музыки, хотя сама эта музыка не является чем-то бесспорно другим по отношению к современной музыкальной сцене. В течение сезона на концертных площадках столицы уже были опробованы практически все проекты из серии "Живая дорожка". Кроме того, приглашенные коллективы демонстрировали свои "хиты" - скажем, у Ансамбля Дмитрия Покровского это "Мотет" Сергея Беринского, у "Студии новой музыки" - "Чевенгур" Владимира Тарнопольского. Основная часть фестивальных программ была вполне филармонического формата - авангард и поставангард, постмодернизм, минимализм и новая простота; среди композиторских имен немало классиков или почти классиков прошедшего и нынешнего столетий - Яннис Ксенакис, Дьердь Лигети, Хельмут Лахенман, Анри Дютийе, Филип Гласс, Стив Райх, Георг Пелецис, Александр Щетинский, Александр Раскатов, Николай Корндорф, Владимир Мартынов, Александр Вустин... Поэтому в какие-то моменты закономерно возникал вопрос: а так ли необходимо сидеть в фойе или на крыше, если рядом пустует вместительный концертный зал?

Впрочем, что касается крыши, то это был экспериментальный концерт-акция исключительно для журналистов. Вооружившись зонтиками, они пытались спастись от палящего солнца и расслышать Гнесинское трио перкуссионистов, которому пришлось играть на открытом воздухе без какого-либо усиления. На крышу умудрились затащить тяжеленные маримбы, вибрафон, барабаны и прочую перкуссию - звучали сочинения Кейко Абе, Небойши Живковича, Пола Голдстауба.

Слегка перефразируя московского музыкального критика Дмитрия Ухова, можно сказать: Фестиваль "Другое пространство" открылся при ясной погоде, и было видно... на полстолетия назад. Следующий концерт того же дня, который прошел в фойе КЗЧ, собственно, и был официальным стартом фестиваля. Все началось с мини-оперы Владимира Кобекина "Счастливый принц" по Оскару Уайльду, исполненной в концертной версии (Государственный академический камерный оркестр России с солистами). Опера эта впервые была поставлена в Екатеринбургском оперном театре в начале 1990-х, но сегодня уже воспринимается как некий архивный материал. Затем в том же фойе - две программы, посвященные современным композиторам России и Франции, что в Год Франции в России и России во Франции, несомненно, актуально. Конечно, такую - предельную - концентрацию событий выдерживали не все. Тем не менее вечерний проект "Думая о Хлебникове" участника легендарного трио "ГТЧ", перкуссиониста Владимира Тарасова собрал почти аншлаг, правда, в Камерном зале. Тарасову удалось найти неожиданное пересечение самой природы перкуссии и хлебниковской (шире - футуристической) поэзии. И все это - только в первый день фестиваля...

По всей видимости, "Другое пространство" сейчас занимает нишу почившей четыре года назад "Альтернативы". Правда, иностранная составляющая пока минимальна (из представителей дальнего зарубежья - французский пианист Артур Ансель и испанский ансамбль современной музыки "Grupo Enigma", которых хедлайнерами не назовешь). Но по общей направленности новый форум актуальной музыки так же, как и в свое время "Альтернатива", пытается себя противопоставить музыкальному истеблишменту, современному академизму. И делает это в том числе посредством заказов наиболее перспективным композиторам написать актуальную, другую музыку. С точки зрения организаторов фестиваля, это прежде всего молодые авторы, составляющие творческое объединение "МолОт" (Молодежное отделение Союза композиторов России). Среди них - Даниил Власов, Георгий Дорохов, Вероника Затула, Андрей Зеленский, Любовь Терская, Ярослав Судзиловский, Ольга Шайдуллина. Их новые опусы звучали в исполнении нового коллектива на московской сцене - ансамбля "Галерея актуальной музыки" ("ГАМ-Ансамбля"). Собственно музыка сопровождалась видеорядом, инсталляциями, а также пластикой двух актеров-мимов. Казалось бы, в этом синтезе искусств авторы стремились воскресить древнейший синкретизм. Однако в отличие от синкретического мышления, в проекте "МолОта" разные виды искусства не сливались в некое неразделимое целое. Нельзя сказать, что в музыкальных идеях объединения "МолОт" слышится что-то экстремально новое, если, конечно, не считать актуальной музыкой "Манифест" для стульев Георгия Дорохова, где трое исполнителей, включая самого автора, методично ломают стулья, причем делают это молотом, топором и пилой прямо на паркете фойе КЗЧ.

Еще одну программу, в той или иной мере оправдавшую название фестиваля, тоже представили в фойе, пространство которого было перестроено специально для новейшей музыки. Мировые, российские и московские премьеры (всего 19 произведений) были озвучены тремя ансамблями, специализирующимися на современной музыке. Это московская "Студия новой музыки", украинский ансамбль "Nostri Temporis" и еще один московский коллектив - ансамбль "ХХ век". Пожалуй, наиболее эффектной была программа композиторского объединения "Пластика звука". Пластика, впрочем, не только музыкальная, но и визуальная: публика была окружена пятью большими экранами, на которые в режиме on line проецировалось видео играющих за этими экранами музыкантов, а также партитуры, разнообразные абстракции и даже немой фильм Мана Рэя "Оставьте меня в покое". Живую дорожку к фильму для виолончели соло (партия виолончели - Сергей Асташонок) написал арт-директор фестиваля Олег Пайбердин. Средствами одного струнного инструмента композитору удалось детально передать каждый кадр, и в этом была своя оригинальность. Хотя иногда от буквального следования за визуальным рядом накапливалась некоторая усталость.

Если говорить о проекте "Живая дорожка", то самым значимым событием в этом жанре стал показ еще одного сюрреалистического фильма 1920-х годов - "Андалузского пса" Луиса Бунюэля, созданного в соавторстве с Сальвадором Дали. Новую музыку к фильму написал председатель Ассоциации современной музыки Виктор Екимовский. Его "дорожка" уже сама по себе совмещала и музыкальное, и визуальное: это ироничный и очень остроумный инструментальный театр. Так что публика могла созерцать и сам фильм, и его театрализованную интерпретацию музыкантами "ГАМ-Ансамбля".

А в последний день фестиваля Ассоциация современной музыки праздновала свое 20-летие. К слову, Московский ансамбль современной музыки, тесно сотрудничавший с ассоциацией на протяжении этих двух десятилетий и принимавший участие в программе (она называлась "АСМ есть"), в нынешнем году празднует такой же юбилей. Поэтому было бы логично отметить сразу два юбилея. Концептуальность проекта заключалась в том, чтобы показать музыку первой АСМ 1920-х годов и музыку второй ассоциации, воссозданной Эдисоном Денисовым в 1990-м. И надо сказать, что далеко не все сочинения композиторов первой ассоциации представлялись наивными в сравнении с АСМ-2.

Те, кто регулярно следит за событиями в области новой музыки, вряд ли вынесли из программ фестиваля нечто принципиально новое и другое. Конечно, публика имела возможность услышать и блестящие исполнительские коллективы, и замечательных солистов, но даже премьеры сочинений молодых композиторов стилистически были вполне предсказуемы, а их идеи и эксперименты - локальны. Хотя не откажешь в удачно найденном образе и изобретательности произведениям Антона Сафронова, Александра Хубеева, Алексея Сысоева, Любови Терской. А вообще, конечно, такой фестиваль необходим - ведь он создает определенную среду, условия для появления действительно другой, новой музыки.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;