Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7763) 27 января - 2 февраля 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27-28
№29-30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Музыка

Дом Шафера

Владимир СОЛОНЕНКО


Н.Шаферу – 80
Семью Шаферов выслали из Бессарабии в Казахстан в одночасье. Потом, вспоминая годы репрессий, все любили повторять: Сталин нас спас от Гитлера. Ведь оставшаяся родня погибла в гетто. Жили недалеко от печально знаменитого АЛЖИРа – Акмолинского лагеря жен изменников родины. В 1949 году Наум Шафер окончил десятилетку и одновременно музыкальную школу, а затем поступил на филфак Казахского университета. Здесь активному участнику студенческого музыкального ансамбля как-то удалось встретиться с маститым композитором Евгением Брусиловским и показать ему свое юношеское сочинение “Вечерний вальс”. Брусиловский не только похвалил вальс, но предложил студенту заниматься у него. Так и пробежали годы учебы – с постоянно возникавшими соблазнами бросить университет и сосредоточиться на музыке. Любовь к словесности пересилила, но вот другой результат: студент-филолог и музыкант без консерваторского образования сочинил трехактную оперу “Печорин”.

Потом было сочинено немало и других произведений, которые исполнялись в концертах, а в последние годы – записаны на компакт-диски. Музыкальные вещи автор подписывал псевдонимом “Нами Гитин” (Нами – так Наума звали в детстве, Гита – имя матери). Что касается основной специальности, то в 1965 году Шафер защитил кандидатскую диссертацию по творчеству Бруно Ясенского, стал доцентом Павлодарского пединститута. Темой же докторской диссертации стала русская гражданская поэзия за 100 лет: с 1856-го по 1956 год. Однако исследовать советскую поэзию через призму “свободолюбия”, “вольности” оказалось не просто невозможным, но и крайне опасным. В 1971 году случился донос, далее – следствие, суд, полтора года лагерей, лишение ученой степени и звания, работа в школе после освобождения. И только в 1989-м – реабилитация, восстановление регалий и должности.

К моменту окончания университета в 1955 году Наум был уже страстным собирателем грампластинок. С ранних лет предметом обожания был домашний патефон. В 1941-м депортируемым разрешалось взять с собой не более 100 кг вещей на семью. Патефон увезти не удалось, а в стопку перевязанных пластинок мальчишка вцепился мертвой хваткой, и часть из них отправилась в далекий Казахстан. Эти “высланные” черные диски и послужили началом коллекции. Со временем ее численность достигла 25 тысяч. Плюс огромное собрание книг, периодики, нот, магнитных лент, кассет и дисков. В какой-то момент возникла проблема: что делать с собранием? Пришлось обойти немало инстанций, прежде чем в феврале 2001 года областные власти приняли решение о создании в Павлодаре музея грампластинки – с хранилищем, концертным залом, штатом из шести человек. “Дом Шафера” – так назвали учреждение – каждую пятницу поочередно проводит или вечера звукозаписи, или “живые” концерты с участием музыкантов, артистов, писателей города.

Ведущим многих вечеров выступает сам основатель музея, обнаруживая недюжинные познания в самых разных областях литературы и музыки. Но главная тема научных интересов Наума Григорьевича – творчество Исаака Дунаевского. Опубликовано множество статей, издана монография “Дунаевский сегодня”, исследованы творческие связи композитора и Михаила Булгакова, опубликованы оперные либретто последнего. В последние годы вышло три книги переписки Дунаевского – письма трем женщинам, поклонницам творчества композитора. Сколько в этих письмах открытий! Какими новыми гранями начинает сверкать талант Исаака Осиповича! Наум Григорьевич часто говорит: наш музей должен бы носить не мое имя, а Дунаевского. Думается, однако, что своеобразному культурному учреждению – единственному на просторах бывшего СССР Музею грампластинки – имя профессора-филолога, композитора, музыковеда, коллекционера Шафера присвоено вполне заслуженно.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;