Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 14 (7774) 28 апреля - 11 мая 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Первая полоса

Невнятица в строю

Фестиваль “Мариинский”

БАЛЕТ

Ирина ГУБСКАЯ
Фото Натальи РАЗИНОЙ
Санкт-Петербург


Д.Матвиенко в спектакле “Дон Кихот”
Похоже, прошлый год, юбилейный, оказался своеобразным Рубиконом: десять лет в театральной практике – возраст солидный, событие либо изживает себя, либо превращается в традицию. Мариинский фестиваль претендует на второе, но, похоже, сползает к первому.

Схема событийности фестиваля несколько изменилась: по-прежнему премьера на открытии, приглашенные звезды в спектаклях Мариинки, финальный гала, но нет “гостевой труппы”. Взамен в мариинской одноактовке “Кармен” в заключительном гала станцевала гастролерша – Вингсэй Вальдес (Национальный балет Кубы). Получилось два параллельных спектакля. Кармен плотненькая, коренастая, но с кошачьей мягкостью (Рок подобран подходящий по формам) – настоящая цыганка, с чувственностью, от которой переизбыток афродизиаков в атмосфере. Ее воздушный поцелуй – словно показала нос. На такую злиться надо, а не страдать. Но стойкий Хозе – Илья Кузнецов как начал страдать сразу на строевой у Коррехидора, так и страдал весь спектакль, как де Грие. Получилась Кармен из неореализма, остальные – про романтизм. Контраст естественного существования и построенного системой интересен, но конфликт бывает при взаимодействии, а не в параллельных мирах. Разве что Евгений Иванченко – Тореро пытался понять ее спектакль. У этой Кармен и сцена гадания – не глас судьбы: просто маленькая девчонка пытается “исправить” предсказанную ситуацию, не угадав, что ее тореро, несущий смерть, и есть Хозе…

Концертное отделение (после едва ли не часового антракта) выглядело так, словно его слепили “из того, что было”. Фридман Фогель (Штутгартский балет), не появившийся в “Спящей”, вышел в пластических упражнениях “Mopey”, Олеся Новикова – в столь же невразумительном творении Эмиля Фаски. Ульяна Лопаткина старательно умещалась во фрагмент “Фрагментов одной биографии”, в хореографию, слепленную для миниатюрной звонкости и кружевной прозрачности Екатерины Максимовой. Приглашенный из Михайловского театра для переноски примы двухметровый Марат Шемиунов представлял собой готовую пародию, вплоть до костюма, на Лопаткину в “Танго”. Анастасия Матвиенко в очередной раз не осилила роскошно-техничное па де де на музыку Обера, да и Игорь Колб, поддерживавший ее, выглядел не лучшим образом. Более логичная в этом номере Виктория Терешкина упорно таранит лирический репертуар, и в баланчинском па де де выглядела как наставница Владимира Шклярова, не слишком усердного в хореографической каллиграфии.

Йохан Кобборг и Алина Кожокару (Королевский балет, Ковент Гарден) представили эмоциональный и феноменальный по слаженности поддержек дуэт во фрагменте из “Майерлинга” Макмиллана, хотя сцене более отвечал бы камерный формат, да и сама постановка не столь подходит для концерта, как, к примеру, дуэт из “Онегина”. Баланчинскую “Тарантеллу” Эшли Боудер (“New York City Ballet”) провела легко и изящно, а Дениса Матвиенко, очень старавшегося, хотелось заменить Леонидом Сарафановым. И Дэвид Холберг (“American Ballet Theatre”) демонстрировал безупречность пластики в соло “Танец блаженных душ” Аштона. Заключительные “Бриллианты” с Алиной Сомовой и Данилой Корсунцевым прошли в штатном порядке, не претендуя на значимость события.

Е.Кондаурова в спектакле “Парк”
“Штатными” событиями фестиваля были премьеры. На открытии – “Парк”, наиболее “мягкий” вариант авангардиста Прельжокажа. Спектакль для Вишневой и других прим, кто претендует на страстность и драматизм. Хотя здесь это совсем не обязательно. Трактовки получились разные. У Дианы Вишневой – поиск приложения любви, которая горит и сама по себе, к воображаемому партнеру, на котором отблеск чувства. Потому почти сомнамбула: куда ее ведут – неведомо, и избранник в этом сне не равен самому себе в реальности. В дуэте Екатерина Кондаурова – Юрий Смекалов мужчина – галантный завоеватель и женщина, которой надо добиваться, как шахматной королевы. В Мариинке “Парк” звучит слишком “человечно”, у Прельжокажа жизнь есть сон, у мариинской труппы – все реально. И оттого куртуазность с ее надуманностью, условностями страны нежности (эротика не равна любви, как парк не равен лесной чаще) – не вытанцовывается. Что печально – утрата техники нюансировки, интонирования, стремление все передать буквально сказываются не только в “Парке”, это беда классических балетов, главного наследия Мариинки. Здесь все буквально, одно приводит к другому, нет необязательности и непривязанности. Но в сравнении с эротикой “Спартака” “Парк” – вполне новинка.

Вторая премьера тоже “перемещенная” – “Without” Бенджамена Миллепье поставлен два года назад для “New York City Ballet”. Очень красиво звучал Шопен у Филиппа Копачевского – но как же мешало сценическое мельтешение из необязательных ансамблей и обрывков дуэтов. Примитивный “радужный”, за вычетом двух, набор костюмов попарно “разбавлял” безликость хореографических партий. Но в репертуаре театра содержатся, по причине “современности”, и более несуразные опусы, поэтому можно считать, что афиша новинок расширилась. Два других балета, которые вместе с премьерой составили “тройчатку” на музыку Шопена, несравнимо более качественные. Но и их исполнение переходит в разряд “дежурного”: в “Шопениане” давненько не появляются романтические юноши (Александр Париш здесь выглядит старательным стажером), “В ночи” держится на третьем дуэте Ульяна Лопаткина – Данила Корсунцев.

Главная интрига фестиваля – несостоявшийся дебют Ульяны Лопаткиной в балете “Ромео и Джульетта” (объяснили, что у партнера травма спины, но, к счастью, к премьере “Without” с этой спиной, похоже, все было в порядке). Зато получила фестивальный спектакль Олеся Новикова – одна из наиболее выразительных балерин сегодняшней труппы, положение которой пошатнулось “по семейным обстоятельствам”: после ухода в Михайловский театр ее мужа Леонида Сарафанова балерину, похоже, словно подталкивают к аналогичному решению. А спектакль получился потрясающим, во всяком случае, с точки зрения главной героини – к остальным исполнителям могут быть вопросы.

Гастролеры в фестивальных спектаклях: Роберта Маркез (Королевский балет Великобритании) – крошечная Никия, женщина, не жрица, с надежным апломбом в танце, витиеватостью рук и простыми эмоциями. Ее партнер Владимир Шкляров эмоции оставил на уровне репетиционного зала, а в черед со знаменитыми мягкими прыжками мелькали “ленивые” недотянутые стопы и “кухонные” проходки между танцами. Дэвид Холберг в “Лебедином озере” – принц-лебедь, романтик в еще не вполне согласованном дуэте с сильной королевой Екатериной Кондауровой (но до гастрольных выступлений есть время). “Дон Кихот” с виртуозкой Эшли Боудер и Денисом Матвиенко прошел вполне чинно, азарт спектаклю придал Эспада Карэна Иоаннисяна. Кожокару и Кобборг вновь танцевали на фестивале “Жизель”, вновь впечатляя тонкой игрой и собственно редким дуэтом.

Мариинский корпус на фестивале выглядел в этот раз весьма неровно. Как никогда, много было неуверенных исполнителей, потому получилось качество, скажем, обыденных спектаклей. То ли оттого, что нет определенности, кто кордебалет, а кто на сольных выходах, – невнятица в строю.

Так что продолжение, конечно, следует, но оптимизма не вызывает. Даже на фотографии на обложке фестивального буклета шесть лебедей не смогли одинаково сложить руки.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

  • Наши играют французскую страсть
    В Большом театре состоялась мировая премьера балета Леонида Десятникова “Утраченные иллюзии” в хореографии Алексея Ратманского

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

БАЛЕТ

ПРЕМЬЕРА

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;