Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 14 (7774) 28 апреля - 11 мая 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Музыка

Первый тайм мы уже отыграли

В Йошкар-Оле в девятый раз прошел Фестиваль имени Галины Улановой

Елена ФЕДОРЕНКО
Йошкар-Ола – Москва


О.Челпанова – Никия и К.Коротков – Солор в “Баядерке”
Стоит лишь услышать имя Улановой, как в памяти сразу возникают образы двух городов, с которыми связаны жизнь и творчество балерины, – строгого Петербурга и пестрой Москвы. Парадоксально, но единственный в мире фестиваль в честь великой русской балерины проводится в маленькой республике, в городе Йошкар-Оле, далеком от балетных столиц. Неизвестно даже, знала ли Галина Сергеевна о Марийском государственном театре оперы и балета имени Эрика Сапаева, тем не менее именно здесь прижился мемориальный фестиваль ее имени, проходивший нынешним апрелем уже девятый раз. Отчетливые узоры всех улановских фестов прочерчивает практически один человек (конечно, при участии и поддержке учредителей и организаторов: правительства Республики Марий Эл, Министерств культуры России и Республики Марий Эл, Союза театральных деятелей РФ) – художественный руководитель Марийского театра Константин Иванов. Оказавшись в городе детства лет десять назад, Иванов, на то время 24-летний ведущий солист Большого театра (поначалу он просто приходил на выручку театру родного города и воочию наблюдал тот творческий упадок, что был свойствен в те годы многим отлученным от заботы государства театрам), решил доказать, что настоящее искусство и периферия – не антонимы. Тогда в Йошкар-Оле, по сути, не было ни театра (если не считать блеклых эпигонских копий), ни зрителей (зал зиял пустотами). Несколько раз за это десятилетие мне приходилось бывать на йошкар-олинских премьерах, и о желании Иванова заставить театр пройти многотрудный и долгий путь становления в стремительном темпе я писала в прошлые годы не без скепсиса. Но сегодня можно уже подводить некоторые итоги.

Улановский форум – один из них, и его задачи – более широкие, чем у фестивалей, которые проводят театры с богатыми традициями. Функции театров небольших городов тоже иные – от просветительских до социальных. Удивительным казалось тогда, что молодой Иванов без руководящего опыта выдвинул внятную художественную программу, главными пунктами которой оказалась труднодостижимая триада: сформировать профессиональную балетную труппу, создать “творческое лицо” театра и воспитать своего зрителя. Что касается публики, то автору этих строк на закрытии нынешнего фестиваля с трудом “нашли” место в переполненном зрительном зале. И если раньше восторженные неофиты аплодировали от простодушия, то сегодня публика реагирует на нюансы, а из услышанных в антракте разговоров становится ясно, что зрители сравнивают исполнителей в разных составах и, значит, смотрят спектакли не по одному разу. На одном из первых улановских фестивалей президент Марий Эл Леонид Маркелов назвал текущие времена истории марийского балета “эпохой Просвещения”, и скорость прохождения этой эпохи ошеломляет. Ориентир в создании театра – не на рафинированных эстетов, а на своего, марийского, зрителя. На всех фестивальных показах – почетные гости и неизменно министр культуры Михаил Васютин.

Итак, сама Галина Сергеевна Уланова никогда не бывала в тихой Йошкар-Оле, но по духу фестиваль – улановский. Если понимать под этим театр ясно рассказанных историй – великая балерина всегда стремилась к правдивости на сцене: поэтическим обобщениям в классике и в балетах того жанра, который принято называть драмбалетом (он связан с ее именем, от восхода “Бахчисарайского фонтана” до заката “Сказа о каменном цветке”). Марийский балет, конечно, далек от драмбалета, но он правдив почти на клеточном уровне и прописан в особом балетном времени. Не в смысле возвышающих котурнов, а той веры в буйные страсти и романтические идеалы, что позволяет оправдывать порхание на самых кончиках пальцев и отправляет к вершинам смыслов высокими прыжками.

Название фестиваля – не эпатаж, а вопрос мировоззренческий: имя Улановой выступает здесь синонимом балетного космоса, воспринимается символом классического искусства. Потому марийский балет – не театр социальной рефлексии и не музей, где с экспонатов стирают пыль веков. Труппа во главе со своим руководителем ищет (и находит!) свой подход к романтическому балету. Как один из ярких примеров – премьерная “Эсмеральда”, открывавшая и завершавшая фестиваль. В трактовке Константина Иванова, верного последователя классической лексики, спектакль выглядит художественным манифестом театра, и йошкаролинцы готовы сопереживать гордой цыганке так же бурно, как реагировала на трагедию Эсмеральды Виолетты Бовт публика послевоенной столицы. Наивна и тверда плясунья Ольги Челпановой (замечательно, что из этой робкой талантливой девочки из Сыктывкара, которую Константин Иванов увидел на Конкурсе “Арабеск”, выросла настоящая прима), ориентально загадочна в этой же партии трепетная японка Коике Саори, похоже, надолго прописавшаяся в марийском балете. Уровень труппы позволяет иметь два полноценных состава, и не только женских. Константин Коротков и Егор Мотузов, Дмитрий Коган и Кирилл Паршин создают разные по краскам образы Гренгуара и Феба, все ощущают природу танца – чистого и немного сентиментального, того, что живет на этой сцене. Лихие пляски бродяг и горожан на площади подвижны и лукавы и, главное, ансамблевы. Многокрасочный кордебалет танцует с тем драйвом, которым всегда отмечено озорное и молодое дело, в котором упругая пружина действия раскручивается сообща, и радостный танцевальный дух торжествует победно.
Коике Саори – Флер де Лис в “Эсмеральде”

“Баядерку” Иванов собирался поставить давно, но для этого должна была созреть труппа и по мастерству, и по количеству. И время пришло. Живописность и пылкость чувств такого накала может родиться только при первом прочтении. Оно и есть первое, и потому хитросплетения любви и измен, предательств и наказаний выстраиваются в детектив страстей, где нет проходящих героев. Неистова в своей любви Никия Ольги Челпановой, гордо отказывающаяся от противоядия и выбирающая смерть. Горьки разочарования Солора – на его партию был приглашен премьер Театра “Кремлевский балет” Михаил Мартынюк, получивший от театра новую в своей биографии роль (кстати, это уже добрая традиция фестиваля – гости пополняют свой репертуар). “Свой” талантливый премьер Константин Коротков, который также ведет партию Солора, выходил в фестивальный вечер в эпизодических партиях, доказывая, что нет маленьких ролей. Оживил традиционного Божка прыгучий и выразительный Егор Мотузов, роль Гамзатти построена Коике Саори не только на крепкой технике (ее пируэты и позиции чисты), но и на хитросплетениях восточной интуиции. Брамин – точный в жестах Александр Зверев. Спектакли идут здесь не от сцены к сцене, а общим движением, единой сверхзадачей. Никакой морали или подчеркивания трюков, прежде всего – живое и трогательное повествование языком классического танца. Мелодраматизм исчез в торжественном царстве теней, где раскаяние Солора, собственно, никому и не нужно, каждая из теней – трагична и одинока, а вместе сплетенные их судьбы напоминают о хрупкости отношений. Впечатления от пластической истории оказываются сильнее сериальных страстей.

Еще в программе фестиваля был балет “Тимур и его команда” Владислава Агафонникова в постановке московского хореографа Екатерины Парчинской. В новом либретто современные ребята попадают во времена, когда их деды были молодыми, носили красные галстуки, верили в светлое будущее и боролись за него. Но дело не в сюжете и даже не в хореографии, которая хороша тем, что по-школьному правильна. Примечателен спектакль своими артистами: все роли исполняют учащиеся хореографического отделения республиканского Колледжа культуры и искусства имени И.Палантая. В его стенах десять лет назад под крылом мудрого Григория Пейсаховича, руководящего Центром образования № 18, по сути, возникла марийская балетная школа. То была первоочередная акция Константина Иванова, и нынче уверенность воспитанников колледжа на сцене производит впечатление – будто перед нами уже профессионалы. Не стоит удивляться: граница между школой и театром стерта, все сообща строят марийский балет, и ученики принимают участие во “взрослых” спектаклях. Теперь школа имеет два собственных спектакля, которые показывает на сцене театра.

То, что балет, искусство движущихся в пространстве тел, развивается так быстро и дерзко именно в Йошкар-Оле, – символично. Ведь и пространство самого города преображается на глазах: кажется, совсем недавно открыли новую площадь и Национальную художественную галерею, а вот уже вырастают улицы, храмы, памятники, спортивные дворцы. В градостроительном контексте есть и возведенный уже новый театр, отделочным работам помешал кризис. Но теперь работа вновь закипела, и уже нет сомнения в том, что открытие уникального здания с европейским уровнем оснащения сцены, закулисными просторами и удобными гримуборными не за горами. Этого с азартом и нетерпением ждут артисты, достойные складывать репутацию новой сцены. Период лихой студийности уже пройден, крепкий художественный союз – создан. И прежнему скепсису места не осталось: нынче балетная труппа Театра имени Э.Сапаева способна и принимать гастролеров, и устраивать конкурсные баталии, и проводить яркие фестивальные марафоны.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;